пн-вс с 8:00 до 19:00
Денис Загуменнов, куратор курсов
 
Лаборатория знаний Дениса Загуменнова

Универ или курсы звукорежиссуры?

Где учиться на звукорежиссера?

Где учиться на звукорежиссера? Курсы звукорежиссуры или факультет звукорежиссуры в инстиуте?
Стоит ли поступать на звукорежиссера?


В этой статье:

  • Об авторе
  • 2 вида образования
  • Где лучше учиться звукорежиссуре
  • 4 причины учиться в институте
  • 6 причин учиться на курсах звукорежиссуры
  • Кто учится на курсах после института и колледжа
  • Нужен ли диплом, чтобы работать звукорежиссером по специальности







Кто написал этот текст и почему

Меня зовут Денис Загуменнов и я – профессиональный звукорежиссер, преподаватель, автор статей и предприниматель.

Я прошел все ступени классического образования: учился в школе, музыкальной школе, затем музыкальном колледже при московской Консерватории и, наконец, – в Российской академии музыки имени Гнесиных.


С классическим образованием мне повезло: в школе было интересно слушать уроки, в музыкальном училище я учился у музыканта с мировым именем, в Академии – у лучших звукорежиссеров России.


Возможно, именно это везение привило во мне любовь к учебе на всю оставшуюся жизнь. Поэтому, уже имея все государственные дипломы, я покупал и посещал разные курсы. С одними мне везло (как курсы MIT и Оксфорда, где 6 часов могли пролететь как пять минут), с другими – не очень: то скучный пересказ известной информации; то полная неразбериха в учебных материалах; а то и вовсе из-за косноязычия автора не понятно, о чем он хочет рассказать. Были курсы, которые я бросал в самом начале – этому тоже можно научиться.


Я не только учусь, я – практик до мозга костей, и в конце статьи вы найдете список моих проектов.


Я преподаю больше 10 лет. Начинал в институте, затем увлекся частным преподаванием.


В этой статье я собрал свой опыт, чтобы помочь вам определиться, когда лучше пойти в институт, а когда – записаться на курсы.


Я никогда не уговариваю учиться именно у меня. Часто достаточно двухминутного разговора, чтобы понять, что у человека другой путь, ко мне он обратился по ошибке.


Мне хочется, чтобы мои ученики всегда были довольны и рассказывали только хорошее о наших встречах и своих результатах после них.


Поэтому я разобрался, а почему все-таки одни курсы интересно проходить и ты чувствуешь себя самым счастливым человеком, пока учишься, а другие нагоняют тоску.


Также я составил список подходящих ситуаций, чтобы получить профессию звукорежиссера в ВУЗе, и другой список, в соответствии с которым лучше учиться на курсах звукорежиссуры.


Мне особенно приятно, что вы читаете этот текст, потому что любящих учиться людей не так уж и много и вы – один из них.




Два вида образования


Выделю два вида образования: широкое и профильное.


Широкое образование формирует элиту: людей с широким кругозором, ориентирующихся в быстро меняющемся мире и умеющих принимать решения в сложных ситуациях.


Поэтому в широкие программы включены литература, философия, история – чтобы выпускники были готовы к исследованиям, научной работе, руководству.


Профессиональное образование находит и готовит людей, которые смогут работать головой и руками в узкой области в рамках своей специализации.


Трагедия современного высшего образования и выпускников институтов в том, что большинство людей идут в ВУЗы за профессией звукорежиссера, чтобы с голоду не помереть в будущем, а получают 5 или больше лет неактуальных теоретических лекций из прошлого или позапрошлого века.


По быстро меняющимся профессиям данные программы бессмысленны. Смешно 5 лет учить звукорежиссера по программе, написанной в 80-е годы прошлого века, клеить ленту и записывать исключительно классическую музыку. После такой учебы его не возьмут даже на стажировку.


В институтах чаще всего устаревшие учебные материалы и оборудование и правила, не позволяющие нанимать на работу практиков.


В итоге выпускники не получают ни элитарного мышления, ни профессиональных знаний, ни достойного заработка.


Курсы обычно привлекают преподавать не вчерашних лаборантов, а лучших специалистов рынка.


В результате выпускники хороших полугодовых или годовых курсов могут быть подготовлены к реальной работе лучше выпускников ВУЗов.


Конечно, ВУЗы могут отлично учить специальности, вопрос только в стоимости такого обучения и том, способны ли вы потянуть образование, стоимость которого сопоставима со стоимостью квартиры в Москве или Питере.


В нынешней ситуации для большинства компаний звукорежиссерский диплом ВУЗа – красный флаг при приеме на работу, даже если сам диплом синего или зеленого цвета.


Есть исключения, о них ниже.


Можно ли говорить о том, что учиться профессии звукорежиссера лучше на курсах? Или же получить специальность звукорежиссура в институте и потом искать работу с дипломом звукорежиссера?




Причины поступить в институт на звукорежиссуру

Связи

Сильная сторона классического образования – связи.


В институте или колледже вы сразу попадете в окружение таких же, как и вы, будущих звукорежиссеров.


Учась на первом курсе, вы легко познакомитесь с теми, кто учится на всех других курсах вплоть до пятого. А на пятом вы будете в контакте с первокурсниками.

Это 9 выпусков, с которыми вы будете плотно общаться. Конечно, если вы не из тех, кто приходит и уходит, ничего не замечая по сторонам.


Кроме однокурсников на факультете звукорежиссуры вы будете сталкиваться с учащимися других факультетов в коридорах, столовой и на некоторых групповых лекциях. Это продюсеры, менеджеры, музыканты, певцы, актеры, режиссеры, сценаристы, операторы и представители других профессий.


Это не просто студенты, все это – контакты и связи для вашей будущей работы.


Преподаватели в хорошем институте не только помогут с работой для хороших студентов, но и сами – прекрасные примеры для подражания.


Что выше всего ценится в современном мире

В современном мире ценятся не только профессиональные, но и «мягкие» навыки. Т.е. то, как вы умеете работать в коллективе, находите общий язык с коллегами, умеете мотивировать себя и окружающих, находить нужных людей, руководить.


Всему этому можно научиться, только имея пример для подражания. Ваши педагоги могут ненароком передать вам качественные «мягкие» навыки – если сами обладают ими. Либо стать плохим примером для подражания, так тоже бывает, и тогда в вашей жизни появится много проблем, источник которых вам долгое время будет неочевиден.


Вообще, учась в институте, вы сможете легко дотянуться до любого специалиста, было бы желание.


Преподаватели хороших ВУЗов общаются между собой, обмениваются опытом, устраивают конкурсы и открытые уроки для студентов, поэтому все, о чем я написал, распространяется на общение с представителями других институтов.


Продолжительность обучения звукорежиссуре

ВУЗовские программы обучения звукорежиссеров сильно растянуты во времени.


Хорошо это или плохо – решать только вам.


Тем, кто все схватывает буквально на лету, будет скучно.


Кому-то скорость учебы окажется в самый раз.


Диплом звукорежиссера

Институт – проверенный способ получить диплом, если вы по каким-то причинам хотите его иметь.


Нужен ли он при устройстве на работу, я напишу ниже.




Причины пройти курс звукорежиссуры

Скорость

Главное отличие качественного курса от института – скорость.


То, что вы узнаете в институте за 5 лет, у меня вы освоите за несколько месяцев.


Звучит как волшебство, но все просто. Мы не занимаемся философией, физкультурой и другими важными предметами. Мы концентрируемся на актуальных знаниях именно для профессии звукорежиссер.


Актуальность

Институт работает по утвержденным программам, которые меняются редко из-за сложности и продолжительности бюрократических процедур.


Инструменты для работы по профессии звукорежиссера меняются каждый месяц. Меняются версии компьютерных программ и приложений, прошивок пультов и других приборов, меняется сам технический парк.


Меняется сама музыка, сюжеты фильмов, технология производства.


Преподаватель курса выдаст актуальные сведения, в институте же необходимо согласовывать все изменения учебных планов, а на это могут уйти годы. За эти годы поменяется то, из-за чего начали согласование. Поэтому, возможно, и учат по доисторическим программам.


Есть целые направления, которым можно научиться только на курсах, потому что в институте этому не учат. Например, системная инженерия и настройки акустических систем.


Формат обучения

Вы можете выбрать тот формат, который больше подходит вам: очный или заочный, онлайн или офлайн, групповой или индивидуальный.


Подробно о существующих форматах обучения я написал в статье «Как выбрать курс звукорежиссуры».


Наставник

Выбирая курс, вы выбираете наставника. Опытного или новичка, молодого, средних лет или пожилого, мужчину или женщину – выбор за вами!


Цена

Курсы часто более доступны с финансовой точки зрения, чем дорогие институты и университеты.


Возраст учащегося

Курсы доступны учащимся любого возраста. Самому молодому моего ученику было 12 лет, самому пожилому 72 года.




Почему приходят на курсы учащиеся ВУЗов и колледжей

Здесь я напишу то, что говорят мои ученики:


«Балбесничал в колледже, теперь нужно подтянуть знания»


«В институте такие аморфные однокурсники, я не могу так медленно, я хочу быстрее развиваться»


«Узнаю то, чему не учат в институте»


«Я долго откладывала. Ну как же так, я, выпускница престижной Академии, пойду на какие-то курсы. Теперь понимаю, что надо было сделать это раньше. Больше не боюсь сводить большие составы, да и вообще сведение больше не вызывает страха. Недавно купила пульт, уже получила заказы на запись»


«Хочу быстрее стать полноценным специалистом и зарабатывать хорошие деньги»


А еще те, кто учились у меня параллельно с учебой в институте, стали лауреатами конкурсов звукорежиссеров.




Нужен ли диплом, чтобы устроиться на работу звукорежиссером?

Вопрос помогает ли диплом при поиске работы звукорежиссером и берут ли на работу звукорежиссером специалиста после курсов волнует всех, кто хочет не просто получить интересное и дорогое хобби, но и освоить профессию, чтобы зарабатывать ею на жизнь.


Я зарабатываю.


Если вы хотите работать в государственном учреждении с низкой зарплатой, то ответ очевиден: да, именно в этом случае необходим диплом, чтобы показать его в отделе кадров.


По своему опыту и опыту коллег могу сказать, что работодателя интересует не диплом, а то, что вы умеете и как быстро сможете научиться тому, чего сейчас вам не хватает.


Мои ученики работают в прокатных компаниях, студиях звукозаписи, концертных залах, с популярными коллективами, снимают кино и даже получают награды на конкурсах звукорежиссеров и запускают собственные проекты: студии и прокат.


Важнее всего ваши знания, способности и умение общаться.




Как выбрать институт

Вот ссылка на статью, в которой я описал, как выбрать институт со звукорежиссурой




Как выбрать курс звукорежиссуры

Про то, как выбрать курс звукорежиссуры, я написал тут




Показатель качества обучения

Помните о том, что главный показатель качества учебы – это результаты учеников.


Не важно, где вы учились: в институте или на курсах. Главное то, каких результатов достигли.


Среди моих учеников – 5 лауреатов международных конкурсов.


Мои ученики открывают студии и прокатные компании, устраиваются на высокооплачиваемую работу, поступают в институты, ездят в туры с известными коллективами, меняют города и страны проживания.


Об этих результатах я рассказываю с гордостью и удовольствием.


На сайте mixingschool.ru на странице каждого курса вы увидите результаты моих учеников.




Денис Загуменнов

Звукорежиссер, предприниматель, преподаватель, автор статей.

Родился в 1982 г.

Окончил РАМ им. Гнесиных по специальности «Музыкальная звукорежиссура».

  • 28 лет в шоу-бизнесе
  • 23 года занимаюсь звукорежиссурой


Последние 10 лет учу коллег и новичков всему, что знаю о звуке и звуковом бизнесе.


  • Ведущий звукорежиссер мюзикла «Звуки музыки»
  • Шоу «Голос»
  • 5 лет на телеканале «Культура»
  • Делал звук для Н. Носкова, С. Жилина, Г. Гараняна, В. Девятова, С. Рыбина, Ю. Антонова


Обучил 296 человек в восьми странах

Подготовил 5 лауреатов международных и Всероссийских конкурсов

Преподавал звукорежиссуру в РГСАИ

Постоянный автор статей в журналах «Шоу-мастер» и «Дом культуры»

Постоянный спикер международных выставок NAMM Prolight & Sound Russia и NAMM Musikmesse

Еще по теме

Быть звукорежиссером или не быть. Как определиться с профессией

Чем занимается звукорежиссер. Музыкальный продакшн и продюсирование

Не хватает на микрофон, мониторы или учебу. Что делать?

Студия звукозаписи. Своя или арендованная?

Подготовка к поступлению в ВУЗ или колледж Запись звука Домашняя студия Сведение Приборы обработки