пн-вс с 8:00 до 19:00
Денис Загуменнов, куратор курсов
 
Лаборатория знаний Дениса Загуменнова

Музыкальный продакшн и продюсирование

Когда вы самостоятельно работаете над песней от идеи до мастеринга, то очень трудно увидеть этапы создания и кажется, что все очень близко и вы заняты одним делом.

На самом же деле этапы очень четкие и есть специалисты, ответственные за каждый этап:

· Композитор сочиняет мелодию.

· Аранжировщик придает ей форму, гармонию и подбирает инструменты.

· Музыканты исполняют каждый свою партию.

· Звукорежиссер записывает и сводит.

· Инженер мастеринга делает мастеринг.

Когда работа над песней разделена на этапы и выделены зоны ответственности, вам уже не придет в голову попросить инженера мастеринга поменять ноту в басу или вместо сочинения мелодии крутить ревербератор в поисках «правильного» пространства.
Я намеренно не внес в список поэта, юриста, бухгалтера, директора, маркетолога, пиарщика, инженера, менеджеров, продюсера, певцов, дизайнеров и других персонажей, ответственных за выпуск хита.

Это и есть производство, или production в англоязычной терминологии.

Именно так были созданы хиты из вашего плейлиста. Вы сможете прочитать имена и должности всех причастных к созданию песни, если найдете официальное издание или поищите информацию в Интернете.


* * *


У производства есть преимущества перед кустарями-одиночками. Выгоды видит как инициатор производства, пускай сегодня им будет продюсер, так и каждый сотрудник.

Для продюсера

· Становятся понятны: зоны ответственности, сроки, риски, затраты на производство;

· Относительно просто заменить любого участника производства

· Ускорение: пока один сводит одну песню, другой уже сочиняет следующую.

Для сотрудника

· Нужно 3 года, чтобы освоить новое ремесло с нуля, и 7 лет, чтобы стать профессионалом. В сложных профессиях сроки растягиваются до 5 и 15 лет, может и жизни не хватить, чтобы стать профессионалом во всех мыслимых областях музыкального производства и выпустить, наконец, хит.

Попробовав одно-другое и поняв себя, можно заниматься тем, что лучше получается или больше нравится вместо того, чтобы сливать силы на то, что терпеть не можешь и вообще не понимаешь, как и зачем это делать.

· Работать в команде всегда веселее и интереснее, все-таки человек – стадное животное.

· Почти все обозначенные профессии требуют отдыха и постоянного обновления знаний. Выделить в расписании время и деньги на профессиональный рост в одной профессии выглядит вполне реальным.


* * *


Когда вы смотрите на песню или альбом с точки зрения производства и перечислили всех профессионалов, которые вам нужны в этом производстве, то очень легко посчитать смету на создание песни. Она должна включать в себя зарплаты всех сотрудников и налоги (я снова даю упрощенный список, чтобы не удлинять и без того растянувшуюся заметку).

Любопытно, что в музыкальном производстве профессионал может и не знать, что делают другие, однако практика показывает, что знакомство с другими специальностями упрощает работу и повышает качество звучания музыкальных композиций.


* * *


Когда вы всё делаете самостоятельно, вам достаточно, чтобы хватало на хлеб с маслом.

Чем дольше вы работаете в одиночестве, тем сложнее выбраться из детских штанишек «я все могу сам/сама» и взяться, наконец, за взрослые проекты, освоив хотя бы одну специальность.

Знакомство со звукорежиссурой лучше всего начинать с программы «Система звука».


Еще по теме

Студия звукозаписи. Своя или арендованная?

Домашняя студия Звукобизнес Запись звука Звуковые редакторы Сведение