пн-вс с 8:00 до 19:00
Денис Загуменнов, куратор курсов
 
Лаборатория знаний Дениса Загуменнова

Большое руководство по записи рояля. 1 часть

В короткой статье "4 способа записать рояль" я обещал написать подробное руководство о звуке рояля. Вот оно.



В этом тексте и в следующих частях:

• Какой тип микрофона взять?

• Какие микрофоны ставят топовые звукорежиссеры?

• Пространственная запись

• Какие рояли бывают и какой записывать?

• Распространение звука по горизонтали

• Запись пианино

• Что делать с крышкой?

• Дельный совет

• Распространение звука по вертикали

• Прямой звук против отраженного

• Запись с помощью стереопары

• Еще стереопары

• Где поставить рояль?

• Передвигаем микрофоны ближе

• Словарь жаргонных словечек

• Ставим микрофоны под крышку рояля

• Что под роялем?

• На какую высоту поднимать микрофоны?

• Стереопары под крышкой

• Сужаем выбор

Когда я смотрю на библиотеки звуков с сотнями сэмплов, мне начинает казаться, что запись акустических инструментов вот-вот уйдет в прошлое. Но не уходит, потому что не всех устраивает звучание сэмплов, а кому-то чужой звук не позволяет сделать правильный микс.

Запись рояля — большая проблема для звукорежиссеров, выросших в домашних и маленьких студиях и для тех, кто занимается электронной музыкой. Размер инструмента и сложное звукообразование предъявляют жесткие требования к микрофонам и другому звуковому оборудованию, но это только часть проблемы. Для начала, мало у кого есть доступ к хорошему инструменту на длительное время, чтобы получить достаточный опыт записи. Десятки, если не сотни статей в Интернете предлагают «правильные» методы записи и использования микрофонов, но многие из них совершенно не совместимы с тем звуком, который вы ждете.

Я попробую развенчать некоторые убеждения, которые не помогут вам получить нужный звук, и собрать воедино микрофонные техники, которые предлагают разные звукорежиссеры. Вы же сами решите, чем пользоваться, а что выбросить за ненадобностью.

Какой тип микрофона использовать?

Одни микрофоны выигрывают по сравнению с другими при записи рояля из-за самой природы фортепианного звука. Очевидно, что у рояля очень широкий спектр звуков. Он начинает звучать от 26 Гц внизу и простирается гораздо дальше 20 кГц, которые слышит человеческое ухо. Это ставит под сомнение использование большинства динамических микрофонов, потому что их сравнительно тяжелые мембраны просто не могут воспринять быстрые движения частичек воздуха верхнего частотного диапазона в отличие от более легких мембран конденсаторных или ленточных микрофонов. По той же причине динамические микрофоны скрадывают очень короткие переходные процессы в атаках звука, поэтому можете прятать свои SM57 куда подальше, если вы не ставите перед собой цель вместо фортепианного звука записать спецэффект.

Обилие звуков в низком регистре также заставляет обратить внимание на диаграмму направленности. Частотная характеристика большинства кардиодных микрофонов имеет бОльший спад на низких частот, чем у ненаправленных мкрофонов. Это одна из причин, почему микрофоны с круговой диаграммой направленности часто используются для записи рояля. Кардиоидные микрофоны также создают некоторые дополнительны е искажения, когда вы их ставите очень близко к струнам.

Размеры инструмента — еще одна причина, по которой многие звукорежиссеры предпочитают ненаправленные микрофоны в том случае, если ставят их очень близко. Кардиоидные микрофоны даже с очень широкой диаграммой направленностью фокусируются на той части инструмента, на которую они «смотрят», из-за этого какая-то часть инструмента звучит более активно, чем соседние. Обычно звукорежиссеры решают эту проблему, используя пару одинаковых кардиодных микрофонов, тем самым расширяя совокупную зону эффективного съема звука микрофонами.

Передача звука микрофоном вне его осевой чувствительности очень важна для записи рояля независимо от техники постановки микрофонов, которую вы используете. Потому что размер инструмента настолько велик, что по оси чувствительности приходит только маленькая часть звуков из тех, которые вам нужны. Особенно важно это в том случае, когда вы используете микрофонные стереосистемы, в которых микрофоны установлены не параллельно друг другу. Потому что звук, приходящий к системе спереди, будет смещен от оси чувствительности обоих микрофонов как минимум на 45 градусов. И обычно так бывает, что перед микрофонной системой оказываются струны среднего звукового диапазона рояля, которые очень важны в любой музыке (если вы устанавливаете микрофоны близко внутри рояля), либо середина звуковой сцены, когда вы ставите микрофоны в классическом положении вдали от рояля, чтобы поймать еще и акустику зала.

Еще одна беда — бюджетные микрфоны с большой мембраной, они очень плохо обходятся с высокими частотами. Производителю намного легче сделать микрофон с хорошими характеристиками вне оси чувствительности, если мембрана будет маленькой. Ненаправленные микрофоны и «восьмерки» в этом смысле показывают куда лучший результат. Если вы будете ставить микрофон близко к струнам, то, независимо от модели, которую вы выбрали, убедитесь, что этот микрофон может выдержать высокое звуковое давление. Потому что рояль издавает очень громкие звуки, особенно во время коротких атак. Но их может быть достаточно, чтобы повредить микрофон.

Выбор профессионалов

Теперь, держа в голове все, что я рассказал, давайте посмотрим, чем пользуются топовые звукорежиссеры. И увидим, как они ополчаются против теории. Совершенно удивительно, что, несмотря на все, что я написал о внеосевой чувствительности, они чаще всего выбирают конденсаторные микрофоны с широкой мембраной.

Эл Шмидт (у которого дофига «Грэмми») очень любит ставить Neumann M149 под крышку рояля.

Джон Келли в разговоре о работе с Kate Bush заявил, что он фанат Neumann U87.

AKG C414 часто всплывает во множестве интервью. В одном из них Крис Кимси рассказывал, что использовал C414 во время записи “Statt me up” Роллингов.

У названных микрофонов есть несколько важных общих черт. Во-первых, они с переключаемой диаграммой направленности, и обычно в описанных ситуациях переключатель находится в положении «круг». Во-вторых, это достаточно дорогие микрофоны и, как и следует ожидать, у них замечательный низ и добротное звучание вне осевой чувствительности, особенно если их использовать в режиме «кружков».

Микрофоны с маленькими мембранами используются не реже. Эд Черни, который работал с Билли Джоэлом и Элтоном Джоном — только один из многих, кто ставит Brüel & Kjaer 4000-х серий на своих записях. Изначально B&K делали измерительные микрофоны, и они смогли сделать микрофон с ровной частотной характеристикой вдоль оси и вне оси чувствительности. Эд Черни и Джей Ньюлэнд (больше всего известный записями Норы Джонс) выбрали кардиоидный 4011s и 4007s соответственно, и используют их одновременно в стереопаре XY, которую ставят под крышкой рояля. А Ричард Кинг, звукорежиссер академических записей в Sony, выказал предпочтение круговым 4009s и ставит их недалеко от рояля. Конечно, звукорежиссеры используют не только B&K. Часто используется Neumann KM84, среди его поклонников — Тони Висконти, продюсер Дэвида Боуи.

Очевидно, нет простых ответов, когда речь заходит о выборе микрофона для записи рояля, особенно из-за того, что определенный микрофон подходит только для определенной техники, и я буду неоднократно к этому возвращаться.

Пространственная запись

Один из способов записи рояля заключается в том, чтобы получить не только звук самого инструмента, но и акустику зала или другого помещения, где рояль находится, делая звук настолько естественным, насколько возможно. В наши дни этот подход используется для записи классической музыки. Цель таких записей — создать звук самого лучшего места в зале для слушателя, который сидит дома. В этих записях гораздо больше реверберации, чем в других стилях музыки. Надо понимать, что вы не можете уменьшить количество реверберации зала после записи, и это накладывает некоторые ограничения во время записи и сведения и предъявляет повышенные требования к мастерству звукорежиссера.

Альтернативный путь —сделать такой звук, который похож на то, что слышит пианист. В этом случае микрофоны ставятся ближе к инструменту, чтобы передать те вещи, которые происходят со звуком внутри рояля. В результате будет меньше реверберации помещения, что не только позволяет делать запись в не самых лучших в плане звука комнатах и залах, но и дает больше возможностей для того, чтобы усадить рояль в микс во время сведения с помощью приборыов обработки звука. Оба подхода имеют право на существование, но надо понимать, зачем вы это делаете.

Для классических записей основной подход такой. Вы берете свою любимую стереопару и таскаете ее по всему залу, ища то самое место, где получится идеальный звук. В этом месте будет правильный баланс всех регистров инструмента, нужное количество реверберации, хорошая стереокартинка и приятное звучание самого инструмента.

Самая большая трудность в достижении всего этого в том, что разные частоты, излучаемые струнами и декой вниз в пол и вверх в крышку рояля ведут себя совершенно по-разному. Это означает, что звук рояля меняется невероятно сильно при каждом перемещении микрофона. Поначалу вам будет казаться, что установить микрофоны можно только наудачу, и хорошо еще, если вам повезет. Но со временем вы приноровитесь.

Какой рояль записывать?

Давайте немного отойдем от способов записи и поговорим о самих роялях, потому что от выбора инструмента звук микса зависит в не меньшей степени, чем от способов записи. У таких концертных роялей, как #Steinway или #Bösendorfer, сочный и глубокий тембр, он ассоциируются с классикой. Для поп-музыки хорошо подходят более яркие инструменты, потому что их звук лучше сочетается с другими инструментами в насыщенной аранжировке. Здесь вне конкуренции #Kawai и #Yamaha.

Кстати, именно рояль Kawai мы будем записывать 20-го декабря на мастер-классе. В шоу-руме компании в нашем распоряжении будет около десятка инструментов, не часто у вас будет такой выбор.

Размер рояля имеет значение, особенно для излучения низких звуков. Из 3-метровых инструментов исполнитель извлекает невероятно глубокие и мощные низкие звуки. Чем меньше инструмент, тем меньше остается энергии низких звуков. В звучании начинают преобладать высокочастотные гармоники, причем это не обертоны, то есть они не находятся в целочисленных соотношениях с основным тоном. Из-за этого различать высоту низких звуков больших роялей легче, чем их маленьких родственников. Высокий регистр тоже страдает у маленьких инструментов.

Распространение звука по горизонтали

К счастью, есть эмпирические правила, которые помогут в поиске правильной позиции микрофонов. Прежде всего осознайте, что высокие частоты имеют свойство распространяться вперед, в то время как низкие частоты имеют обыкновение огибать препятствия. Первый вывод, который следует из этого: звук позади рояля (даже при полностью открытой крышке) всегда тусклый и непригоден для записи. Вдобавок шумы от механизма педалей очень хорошо распространяются назад, так чтоможете даже не пробовать ставить микрофоны позади рояля. Это глупо.

С противоположной стороны высокие частоты распространяются совершенно иначе благодаря крышке, которая направляет высокочастотные звуки в сторону слушателей. Грубо говоря, это наиболее заметно напротив линии молоточков и демпферов. Поэтому микрофоны, установленные вдоль этой линии, дают наиболее яркий звук. Чем дальше к противоположному краю рояля, тем меньше высоких звуков, и сам звук становится тусклым и теряет то, что принято называть «воздухом». Похожий эффект получается, если ставить микрофоны со стороны клавиатуры, из-за спины пианиста.

Ещё по теме:


4 способа озвучить рояль


Как звукорежиссеру развить музыкальный слух и память


Секрет обработки вокала от Chris Lord-Alge


6 ошибок с ревербератором, которые вы точно совершали



Узнать о микрофонах и способах записи рояля и других инструментов можно в моей программе «Система звука»




Рояль Запись звука Микрофоны