Без вокала никуда. Если голос не заставляет себя слушать, то ваш микс не так крут, как хочется.
Возможно, вы думаете, что для правильного вокального саунда нужны дорогие приборы или какая-то секретная техника компрессии, но это вовсе не так. Дело в том, что вокальный саунд — это не приборы или секретные «фишки», а правильное мышление и нужная точка зрения.
Никто не слушает в Solo
Если вы слышали хиты последних 20-и лет, то наверняка вам попадались работы Chris Lord-Alge’а. Он делал звук для Джо Коккера, Foo Fighters, Green Day, Dave Matthews Band, Switchfoot, а его пресеты есть почти в каждом плагине Waves. Если вы не знакомы с этим человеком, внизу статьи можете найти некоторые его работы. Лично я очень люблю его миксы, даже если при первом прослушивании хочется встать и выйти из студии. Этот дядька — настоящий монстр сведения. Он делает качающие миксы с плотными барабанами и невероятно близким вокалом. Не так давно в шоу Pensado's Place (я думаю, все смотрят эти ролики, потому что они бесплатные ;) ) Крис сказал интересную вещь, которую звукорежиссерам следует понять и принять. Конечно, если вы хотите добиться действительного крутого звука для вокала.
"Ни один слушатель никогда не услышит что-либо в «соло»,
у него и возможности-то такой нет. Поэтому единственный способ добиться нужного звучания голоса— слушать его вместе с другими инструментами" — Chris Lord-Alge, звукорежиссер и продюсер
Это так просто, что не очевидно. CLA предложил встать на место слушателя, думать как слушатель и слушать так же, как он. Аудитория артиста никогда не услышит вокал сам по себе. Люди услышат вокал в окружении всех инструментов микса.
Возникает вопрос: зачем тратить время на обработку вокала в режиме соло?
Не начинайте с вокала
В искусстве сведения нет жестких правил и простых путей. Если ваша цель — добиться действительно крутого звучания вокалиста, не начинайте сводить с него. Если вы только сели за работу и обрабатываете вокал в соло (потому что так проще всего), то все настройки приборов окажутся неверными в контексте общего звука, когда вы размьютируете другие инструменты.
Сведение – трудное дело, это вам не шубу в трусы заправлять. Не стоит тратить время на эксперименты, которые не приведут к убойному результату. Поэтому я занимаюсь вокалом в самом конце сведения. Я понял, что это верный способ посадить вокал в микс и при этом сделать его крайне заметным. Если вы беретесь за вокал после основной работы по сведению, то вы точно знаете, что любая коррекция будет хорошо звучать в контексте общего саунда.
Не поддавайтесь искушению эквализировать в соло
Желание нажать соло крайне естественно, когда вы вслушиваетесь в детали и делаете тонкую настройку. Почему? Потому что нас отвлекают инструменты, и сконцентрироваться на вокале очень и очень трудно. Но это необходимо. Трудно услышать, что делает эквалайзер с вокалистом, когда играют все инструменты. Но когда нам трудно, мы вслушиваемся глубже и делаем правильные и «умные» настройки.
Если вы хотите делать клёвые миксы и расти как звукорежиссёр, боритесь с искушением постоянно нажимать клавишу «соло». Это бесполезно. Учитесь слышать детали в контексте всего произведения и постоянно совершенствуйте этот навык. Если не надо использовать какой-то плагин, вы это сразу поймете, потому что не услышите никакой разницы в звуке при переключении режимов in и out (bypass). Вы возненавидите такой подход к работе, но это самая умная вещь, которую вы сделаете в ближайшее время.
Представляйте
картину целиком
В заключение еще раз напомню слова CLA о том, что никто не слушает части микса соло, мы должны уяснить это себе как дважды два и использовать эту истину при работе над каждой партией. В сущности, слова Криса сводятся к следующему: «Думайте как слушатель, слушайте как он: весь микс целиком». Представляйте общую картину. Мы тратим так много времени и энергии на то, чтобы вытащить мелкие детали микса, что можем не увидеть леса за деревьями, если такая аналогия здесь уместна.
Не упускайте целой картины. Думайте о миксе, а не о составных частях. Так вы пойдете дальше и быстрее.