пн-вс с 8:00 до 19:00
Денис Загуменнов, куратор курсов
 
Лаборатория знаний Дениса Загуменнова

Секрет обработки вокала от Chris Lord-Alge


Без вокала никуда. Если голос не заставляет себя слушать, то ваш микс не так крут, как хочется.

Возможно, вы думаете, что для правильного вокального саунда нужны дорогие приборы или какая-то секретная техника компрессии, но это вовсе не так. Дело в том, что вокальный саунд — это не приборы или секретные «фишки», а правильное мышление и нужная точка зрения.



Никто не слушает в Solo


Если вы слышали хиты последних 20-и лет, то наверняка вам попадались работы Chris Lord-Alge’а. Он делал звук для Джо Коккера, Foo Fighters, Green Day, Dave Matthews Band, Switchfoot, а его пресеты есть почти в каждом плагине Waves. Если вы не знакомы с этим человеком, внизу статьи можете найти некоторые его работы. Лично я очень люблю его миксы, даже если при первом прослушивании хочется встать и выйти из студии. Этот дядька — настоящий монстр сведения. Он делает качающие миксы с плотными барабанами и невероятно близким вокалом. Не так давно в шоу Pensado's Place (я думаю, все смотрят эти ролики, потому что они бесплатные ;) ) Крис сказал интересную вещь, которую звукорежиссерам следует понять и принять. Конечно, если вы хотите добиться действительного крутого звука для вокала.


"Ни один слушатель никогда не услышит что-либо в «соло»,
у него и возможности-то такой нет. Поэтому единственный способ добиться нужного звучания голоса— слушать его вместе с другими инструментами" — Chris Lord-Alge, звукорежиссер и продюсер


Это так просто, что не очевидно. CLA предложил встать на место слушателя, думать как слушатель и слушать так же, как он. Аудитория артиста никогда не услышит вокал сам по себе. Люди услышат вокал в окружении всех инструментов микса.


Возникает вопрос: зачем тратить время на обработку вокала в режиме соло?



Не начинайте с вокала


В искусстве сведения нет жестких правил и простых путей. Если ваша цель — добиться действительно крутого звучания вокалиста, не начинайте сводить с него. Если вы только сели за работу и обрабатываете вокал в соло (потому что так проще всего), то все настройки приборов окажутся неверными в контексте общего звука, когда вы размьютируете другие инструменты.


Сведение – трудное дело, это вам не шубу в трусы заправлять. Не стоит тратить время на эксперименты, которые не приведут к убойному результату. Поэтому я занимаюсь вокалом в самом конце сведения. Я понял, что это верный способ посадить вокал в микс и при этом сделать его крайне заметным. Если вы беретесь за вокал после основной работы по сведению, то вы точно знаете, что любая коррекция будет хорошо звучать в контексте общего саунда.



Не поддавайтесь искушению эквализировать в соло


Желание нажать соло крайне естественно, когда вы вслушиваетесь в детали и делаете тонкую настройку. Почему? Потому что нас отвлекают инструменты, и сконцентрироваться на вокале очень и очень трудно. Но это необходимо. Трудно услышать, что делает эквалайзер с вокалистом, когда играют все инструменты. Но когда нам трудно, мы вслушиваемся глубже и делаем правильные и «умные» настройки.


Если вы хотите делать клёвые миксы и расти как звукорежиссёр, боритесь с искушением постоянно нажимать клавишу «соло». Это бесполезно. Учитесь слышать детали в контексте всего произведения и постоянно совершенствуйте этот навык. Если не надо использовать какой-то плагин, вы это сразу поймете, потому что не услышите никакой разницы в звуке при переключении режимов in и out (bypass). Вы возненавидите такой подход к работе, но это самая умная вещь, которую вы сделаете в ближайшее время.



Представляйте

картину целиком


В заключение еще раз напомню слова CLA о том, что никто не слушает части микса соло, мы должны уяснить это себе как дважды два и использовать эту истину при работе над каждой партией. В сущности, слова Криса сводятся к следующему: «Думайте как слушатель, слушайте как он: весь микс целиком». Представляйте общую картину. Мы тратим так много времени и энергии на то, чтобы вытащить мелкие детали микса, что можем не увидеть леса за деревьями, если такая аналогия здесь уместна.


Не упускайте целой картины. Думайте о миксе, а не о составных частях. Так вы пойдете дальше и быстрее.




Послушать миксы Криса:





Ещё по теме:


Вокалист перед микрофоном: 4 секрета, которые нельзя игнорировать


Почему микс не качает?


6 ошибок с ревербератором, которые вы точно совершали



Узнать о подходах к сведению и научиться делать удивительно красивый звук можно в моей программе «Виртуальный микс»



Вокал Сведение