пн-вс с 8:00 до 19:00
Денис Загуменнов, куратор курсов
 
Лаборатория знаний Дениса Загуменнова

6 ошибок с ревербератором, которые вы точно совершали

Андрей Васильевич вошел в студию, как всегда прихрамывая на правую ногу. Пять дней его не было из-за болезни, и сейчас Владик по его просьбе работал над песней.

Влад уже несколько месяцев помогал в студии, наблюдал за работой Андрея Васильевича, и пришла пора давать ему самостоятельные задания. Болезнь оказалась на руку - Андрей Васильевич поручил Владику свести голос с минусом. Дело плевое, клиент не требовательный, как раз потренироваться.

Ревера было так много, что хотелось выплыть на поверхность с криком "Спасите", но Андрей Васильевич хорошо знал, как трудно остановиться на нужном количестве реверберации. Да что поначалу - даже сейчас, несмотря на тридцатилетний опыт, Андрей всегда перепроверял утром вчерашние миксы. Потому что легко сделать, как сейчас у Владика, и даже не заметить.

Уверен, вы сами через такое проходили не раз и знаете, как это трудно: отмерить нужную порцию искусственной реверберации.

Испортить микс большой реверберацией очень просто. Через это проходил каждый звукорежиссер. Уверен, и вы не раз делали это.


Вы добавляете реверберацию, потому что с реверберацией лучше, чем без нее, потом добавляете еще, потому «вроде бы так звучит лучше», и на следующее утро после баунса микса вы слышите мутный беспорядок, в котором трудно что-либо разобрать. 


Знакомо? Если вы читаете эти строки, то, скорее всего, сталкивались с чем-то похожим. 



Реверберация вызывает противоположную реакцию у слушателей. Некоторые музыканты и звукорежиссеры терпеть не могут, когда реверберация обращает на себя много внимания. Но есть люди, которые не успокоятся, пока всё не утонет в реверберации. 

Как бы вы не относились к этому эффекту, знания о реверберации и ревербераторах помогут вам работать более эффективно во время сведения и саундчеков. 

В этой статье я расскажу о самых распространённых ошибках в использовании ревербератора и покажу, как их можно избежать. 



 
Если вы путаете слова «ревербератор» и «реверберация», прочитайте эту заметку
 


1. Ошибки в подключении. Insert вместо Aux и наоборот 


Правильно подключить ревербератор для получения нужного звука почти так же важно, как подобрать тип реверберации. Подключение ревербератора к ауксу (aux) пульта или в звуковом редакторе вместо инстерта (insert) и наоборот сильно влияет на звук, который вы делаете. 

Если вам не очень понятна разница между ауксом и инсертом, посмотрите мануал к вашему звуковому редактору или разберитесь с пультом. 

Ревербератор, подключенный к ауксу, звучит более естественно. Инструменты песни органично звучат вместе, в миксе появляется объем.  

Подключение ревербератора в инсерт хорошо работает для экстремальных эффектов. 

Я видел проекты, в которых ревербераторы с одинаковыми настройками были подключены к инсерту на нескольких дорожках. Это не только неэффективный способ работы, но и неоправданная растрата ресурсов компьютера.  

Если вы хотите объединить общим пространством инструменты микса, подключите ревербератор к ауксу и отправляйте на него сигнал через посылы. Вы сможете изменять уровень отбора с каждого канала, чтобы одни инструменты казались ближе (меньше посыл и меньше реверберации), а другие отдалялись (больше посыл и больше реверберации). 

Если же вы хотите выделить одну дорожку заметной реверберацией или есть желание спрятать инструмент в общем звуке, то подключайте ревербератор в insert. 


2. Слишком длинный Decay  


Во всех железных ревебераторах и плагинах можно менять время реверберации (длину хвоста, если так понятнее). В ревербераторах и англоязычной литературе это называется decay. 

Очень здорово, когда время реверберации попадает в ритм песни. Можно высчитать это значение для разных длительностей нот (целых, половинок, четвертей или восьмушек) исходя из темпа песни.  

Если вы не сильны в математике, то подберите время реверберации на слух. 
На вокальных и мелодических партиях реверберация должна затухнуть до вступления следующей фразы. Если в партии есть пауза, то во время нее реверберация должна красиво исчезнуть. Ваш труд оценят, если это будет хорошо слышно. 

Этот принцип подходит и для ритм-секции, например, для малого барабана. Отзвук малого должен исчезнуть до следующего удара по нему, в большинстве случаев еще раньше – до очередного появления бочки. Тогда микс дышит, хочется двигаться в ритм песни. 

Послушайте вступление к “Be My Baby” Ронни Спектра (Ronnie Spector), там очень хорошо слышно, как затухает реверберация малого барабана перед следующим ударом. 


Если в вашей песне очень важно слышать отчетливый длинный хвост, попробуйте компрессор или сатуратор на выходе ревербератора или даже то и другое вместе. 

Попробуйте сделать так, чтобы хвост реверберации исчезал до следующей гармонии. Тогда он будет казаться долгим и обращающим на себя внимание на продолжении всей композиции. 


3. Не эквализировать


Даже при беглом взгляде на настройки ревербераторов можно заметить, что у большинства есть эквалайзер для коррекции входного сигнала. 

Реверберация ниже 500-600 Гц обычно не очень обращает на себя внимание, но может повлиять на прозрачность и чистоту микса. То же самое относится к частотам выше 10 кГц. 

Если у ревербератора нет встроенного эквалайзера, можно использовать отдельный прибор, если вы подключили ревербератор к ауксу, а не в инсерт канала.  

Эквализация делает разный звук в зависимости от места включения: до ревербератора или после. Работать с входным сигналом имеет смысл, если вы реверберируете инструмент с грязным звуком, чтобы не размазывать эту грязь по миксу. В то же время некоторые ревербераторы синтезируют собственные гармоники и резонансы, особенно в сочетании с сатурацией. В таком случае эквалайзер лучше включать после ревербератора, чтобы избавиться от нежелательной грязи. 


4. Неправильный тип реверберации 


Мотивы, по которым мы включаем ревербератор, у всех нас более-менее похожи, а разные типы реверберации могут добавить в микс изюминку. 

Можно выделить пять основных типов ревербераций: комнатная реверберация, реверберация большого и камерного зала; листовой ревербератор, нелинейная реверберация (она всегда искусственная, в природе не встречается). Можно добавить пружинный ревербератор, он похож на листовой, но электрогитара часто начинает петь именно с ним. 

Выбор типа реверберации зависит только от того, что вы хотите получить. Если цель – сделать общее пространство для слитного звучания инструментов, то буйный и плохо управляемый листовой ревербератор, скорее всего, не будет звучать так же естественно, как хорошо настраиваемая комнатная реверберация. 

А когда вы работаете с голосом, аскетичный звук комнатной реверберации не сможет вас удовлетворить, и в поисках бархатного тембра вы, скорее всего, переключитесь на листовой ревербератор или реверберацию зала. 


5. Мало разнообразия 


Если вокруг так много типов реверберации, зачем ограничивать себя только одним? 

Вот пример: в миксе барабаны и ритм-гитара объединены комнатной реверберацией, бас остался сухим.

Голос обволакивает шикарная камерная реверберация, а бэк-вокал просто утонул в ней.

У соло-гитары резкий пружинный ревербератор, а струнная секция купается в длинной реверберации огромного зала. 

Звучит безумно? Это не так! Уверен, вы слышали что-то вроде того, что я только что описал, много-много раз. 

Подобную многопространственность можно услышать в  “Man With a Harmonica” Эннио Морриконе (Ennio Morricone). Это одна из тем фильма «Однажды на Диком Западе».  


В начале губная гармошка звучит с отзвуками листового ревербератора (во всяком случае звучит очень похоже) с очень длинным хвостом.

Помните, в начале статьи я рассказывал о подключении ревербератора в инсерт? Тот самый случай, когда это можно сделать, чтобы получить такой звук.

Когда подкрадывается оркестр, его смягчает еле заметная, но сочная реверберация большого зала. Появляющиеся и исчезающие банджо звучат так, как будто их дополнительно не реверберировали, оставив только звук комнаты, в которой они были записаны.

Электрогитара появляется на 1:05 с фузом и пружинным ревербератором, характерным для вестернов. 

Тот факт, что микс не звучит естественно, не делает его менее эффектным. Морриконе начхал на естественность. Он решил, что зритель будет слушать только гармонику впереди и вздохи оркестра позади нее. 

Партитура создает свой собственный мир, а используемые типы реверберации помогают окунуться в этот мир. 


6. Реверберация или дилей 


Бывали случаи, когда мне давали референс и просили сделать такую же реверберацию. Прослушав референс, я понимал, что никакая это не реверберация, а дилей. Давайте разберемся. 

Дилей отлично справляется с задачей размазать голос или увеличить пространство инструмента. Дилей редко добавляет такой неуправляемый гармонический беспорядок, который может устроить ревербератор. 

Если вам необходимо управляемое упругое пространство, то дилей - это то, что нужно. 

Обратите внимание на голос в песне “Red Eyes” от The War on Drugs.  

Размазанный звук реверберации как часть звучания голоса, но, если быть точным, реверберацию делает такой славной именно дилей, идеально вогнанный в промежутки между фразами. Сколько можно читать? Просто послушайте. 


Получить правильную реверберацию непросто, и я надеюсь, что после прочтения статьи вы будете готовы справиться с этой задачей. 

Общий принцип довольно прост: спросите себя, что вы хотите получить от реверберации, и из ответа поймите, какие типы ревербераций подойдут и как их имитировать с помощью приборов.

Ещё по теме:


Хватит использовать приборы по назначению! Ревербератор


Реверберация и ревербератор. В чем разница?



Узнать всё о реверберации, историю ревербераторов и алгоритм работы с прибором можно в моей программе «Система звука»

Приборы обработки Сведение