пн-вс с 8:00 до 19:00
Денис Загуменнов, куратор курсов
 
Лаборатория знаний Дениса Загуменнова

4 способа озвучить рояль


Я могу сходу назвать несколько десятков способов озвучить рояль. Чтобы не запутаться в многообразии, я их собрал в 4 группы.


Микрофоны находятся вне рояля


Идеально подходит для записи классической музыки, потому что дает хороший баланс звуков деки, отражений от крышки и акустики помещения. Самое приятное, что баланс вы можете менять по своему вкусу или исходя из задач / пожеланий клиента.

Звук получается естественным и привычным, он компактный и собранный. Максимально похож на тот звук, который вы привыкли слушать в зале.

Плюсы. Микрофоны стоят далеко от шумящих механизмов инструмента: демпферов, педалей, клавиш, молоточков.

Минусы. Если акустика помещения не очень, то вы не получите хороший звук. От слова совсем.


Микрофоны внутри рояля


Это то, что большинство людей видят на концертах и на картинках в журналах/интернетах. Идеально подходит для джаза, поп и рок музыки, для звукоусиления на концертах. Именно такой звук рояля вы привыкли слышать в джазе.

Дает очень близкий звук от деки и струн и меньше отражений крышки. Близкое положение заставляет микрофон «снимать» шумы, которые образуются в результате сложных продольных и поперечных колебаний струн, что делает звук резким и агрессивным, иногда кажется, что есть «потрескивания».

Можно получить «компактный» звук, установив микрофоны близко друг к другу, а можно сделать рояль очень широким, буквально разнести левую и правую руки пианиста. В естественной среде так сделать невозможно, но мы же сейчас и не стремимся к естественности, так почему бы нет? Но даже не пытайтесь записывать Шопена таким способом!

Плюсы. Минимальное влияние акустики помещения, где стоит рояль. Если вы занимаетесь концертным звукоусилением, то звук от мониторов и других инструментов проникнет в микрофоны по минимуму.

Минусы. Близко ко всем шумящим механизмам инструмента.


Один микрофон


Все то же самое, но с одним микрофоном и, скорее всего, он будет внутри рояля или прямо возле него. Такой способ используется при нехватке микрофонов или каналов пульта на концерте либо в больших составах (биг-бенд, поп-песня), когда тембр рояля — не самоцель и не нужно передавать весь спектр инструмента.

Также на концерте в один микрофон проникнет меньше посторонних звуков, чем в два микрофона.


PZM-микрофон


Вы озвучиваете концерт, а режиссер, который отвечает за видео, против стоек в кадре. Тут выручит pzm. Есть много мест, где его можно закрепить: на крышке, на пюпитре, на полу под роялем, иногда его крепят к деке.

Не буду много писать об этом способе, потому что не люблю pzm-микрофоны.

Ещё по теме:


Большое руководство по записи рояля. 1 часть


Как звукорежиссеру развить музыкальный слух и память


6 ошибок с ревербератором, которые вы точно совершали



Узнать о микрофонах и способах записи рояля и других инструментов можно в моей программе «Система звука»



Чтобы записаться к Денису на БЕСПЛАТНУЮ консультацию, напишите «Хочу на консультацию» в Whats app +79036293962

Рояль Запись звука Микрофоны