Я могу сходу назвать несколько десятков способов озвучить рояль. Чтобы не запутаться в многообразии, я их собрал в 4 группы.
Микрофоны находятся вне рояля
Идеально подходит для записи классической музыки, потому что дает хороший баланс звуков деки, отражений от крышки и акустики помещения. Самое приятное, что баланс вы можете менять по своему вкусу или исходя из задач / пожеланий клиента.
Звук получается естественным и привычным, он компактный и собранный. Максимально похож на тот звук, который вы привыкли слушать в зале.
Плюсы. Микрофоны стоят далеко от шумящих механизмов инструмента: демпферов, педалей, клавиш, молоточков.
Минусы. Если акустика помещения не очень, то вы не получите хороший звук. От слова совсем.
Микрофоны внутри рояля
Это то, что большинство людей видят на концертах и на картинках в журналах/интернетах. Идеально подходит для джаза, поп и рок музыки, для звукоусиления на концертах. Именно такой звук рояля вы привыкли слышать в джазе.
Дает очень близкий звук от деки и струн и меньше отражений крышки. Близкое положение заставляет микрофон «снимать» шумы, которые образуются в результате сложных продольных и поперечных колебаний струн, что делает звук резким и агрессивным, иногда кажется, что есть «потрескивания».
Можно получить «компактный» звук, установив микрофоны близко друг к другу, а можно сделать рояль очень широким, буквально разнести левую и правую руки пианиста. В естественной среде так сделать невозможно, но мы же сейчас и не стремимся к естественности, так почему бы нет? Но даже не пытайтесь записывать Шопена таким способом!
Плюсы. Минимальное влияние акустики помещения, где стоит рояль. Если вы занимаетесь концертным звукоусилением, то звук от мониторов и других инструментов проникнет в микрофоны по минимуму.
Минусы. Близко ко всем шумящим механизмам инструмента.
Один микрофон
Все то же самое, но с одним микрофоном и, скорее всего, он будет внутри рояля или прямо возле него. Такой способ используется при нехватке микрофонов или каналов пульта на концерте либо в больших составах (биг-бенд, поп-песня), когда тембр рояля — не самоцель и не нужно передавать весь спектр инструмента.
Также на концерте в один микрофон проникнет меньше посторонних звуков, чем в два микрофона.
PZM-микрофон
Вы озвучиваете концерт, а режиссер, который отвечает за видео, против стоек в кадре. Тут выручит pzm. Есть много мест, где его можно закрепить: на крышке, на пюпитре, на полу под роялем, иногда его крепят к деке.
Не буду много писать об этом способе, потому что не люблю pzm-микрофоны.
Ещё по теме:
Большое руководство по записи рояля. 1 часть
Как звукорежиссеру развить музыкальный слух и память
6 ошибок с ревербератором, которые вы точно совершали
Узнать о микрофонах и способах записи рояля и других инструментов можно в моей программе «Система звука»
Чтобы записаться к Денису на БЕСПЛАТНУЮ консультацию, напишите «Хочу на консультацию» в Whats app +79036293962