пн-вс с 8:00 до 19:00
Денис Загуменнов, куратор курсов
 
Лаборатория знаний Дениса Загуменнова

Чем отличаются микрофонный и линейный входы на пульте?

"Уровнем", - скажешь ты, и будешь прав.

Это знают все, но это отличие не самое главное. О том, как важно не перепутать входы, разбираемся в статье.

Микрофонный и линейный уровни отличаются двумя основными характеристиками: уровнем и импедансом. А еще возможностью подать фантомное питание. И если ошибку в уровне отчасти можно исправить (кроме фатальных случаев перегрузки), то ошибка в импедансе сто процентов не обратима. А если сжечь фантомом выходы дорогого синтезатора....

1. Уровень


Микрофонный уровень ниже линейного.

Это означает, что если линейный сигнал (cd-player, синтезатор, компьютер и т.д.) воткнуть в микрофонный вход, то входной канал пульта может быть перегружен. Чтобы этого избежать, можно вывернуть gain в крайнее левое положение, но может и не хватить запаса, и перегрузки не избежать.



Обратная ситуация: если воткнуть микрофон в линейный вход, придется разгонять входную чувствительность канала пульта (gain), что ведет к вытаскиванию собственных шумов входного канала пульта.

Это если микрофон динамический. А если микрофон конденсаторный, то мы ничего не услышим, как не выкручивай gain

2. Импеданс


Линейный и микрофонный уровень различаются сопротивлением.

Сопротивление - упрощенный школьный термин. На самом деле нас волнует импеданс.

Импеданс - это сопротивление, зависящее от частоты.

Т е на разных частотах разное сопротивление, а это ведет к изменению частотной характеристики. Из линейной она превращается в причудливую.

Если бы становилось меньше верха или низа, можно было бы поправить эквалайзером. Но АЧХ меняется очень своебразно, например так:

Я от балды нарисовал, но принцип очевиден: восстановить такое изменение не возможно.
Звук получается другим.

Возможно, ты не заметишь разницу. Быть может, этот звук тебе понравится. Но он точно будет не таким, каким был изначально.

Наша задача как инженеров - передать сигнал без искажений, по возможности максимально точно.

И эта задача становится невыполнимой, если перепутать линейный и микрофонный входы.

Да, мы так делаем в безвыходной ситуации: нет нужного кабеля, разъема или свободного канала в пульте.

Но такая ситуация возникла из-за отсутствия планирования. Собирались на площадку, а головой не думали. В следующий раз думай, теперь знаешь, что это важно.

3. Фантом


С микрофонного выхода пульта можно подать фантом, а с линейного - нет.

Поэтому если ты подключил синтезатор или вертушки в микрофонный вход и случайно нажал кнопку фантомного питания (или она осталась включенной после окончания работы твоего коллеги), то считай, что вертушки или синтезатора у тебя на этом концерте нет. А концерт начнется через 20 минут...

Верное подключение приборов - это не только правильный звук. Так ты обезопасишь технику от повреждения.

Подробно разобраться с пультом и тем, что можно делать, а чего нельзя, можно в программе Система звука.

Подробности здесь

Не забудь добавить статью в закладки, чтобы не потерять. Или сделай репост на стену

Ещё по теме:


Зачем собирать барабаны в группу


Как звукорежиссеру развить музыкальный слух и память


Секрет обработки вокала от Chris Lord-Alge


6 ошибок с ревербератором, которые вы точно совершали



Подробно разобраться с пультом можно в моей программе «Система звука»

Приборы обработки Физика звука