пн-вс с 8:00 до 19:00
Денис Загуменнов, куратор курсов
 
Лаборатория знаний Дениса Загуменнова

Развитие слуха и памяти звукорежиссера. Часть 4

Часть 1

Часть 2

Часть 3

Часть 4

Часть 5


Помните основные задачи звукорежиссера? Передать тембр и баланс инструментов. Тогда я поставил точку, но у фразы есть продолжение: «… без шумов и искажения». Я разложил одну большую задачу на несколько маленьких ступенек лесенки, по которой мы поднимаемся. Это очень хорошо, что вам не приходилось браться сразу за все. Сложные навыки не формируются сразу, их надо тренировать постепенно и постоянно. Надеюсь, пока у вас все хорошо получается.

Сегодня займемся шумами, и сначала поймем, что это такое.


Все звуки можно разделить на две категории: музыкальные и не музыкальные. Музыкальные — это те, высоту которых вы можете определить. Игра на флейте или гитара, пение певца — это музыкальные звуки. Не музыкальные — те, высоту которых вы определить не можете: шум прибоя, шорох гравия, грохот на автостраде, стук по деке гитары.


Вы находитесь в окружении шума, вы слышите его постоянно. Даже в лесу или поле слушен хорох листьев, шелест ветра или гул пролетающего самолета. Чаще всего вы не очень-то обращаете внимание на шум, почти всегда его игнорируете. Это помогает сосредоточиться на важной задаче или услышать собеседнике на фоне тарахтящего трактора.


В полной тишине вам станет не комфортно, возникнет чувство страха. Тем не менее в звукозаписи и звукоусилении шумы не нужны. Они будут отвлекать от музыки, назойливо врезаясь в ее размеренное течение. Забирать полезную мощность звукоусилительной системы, а у нее и без того один из самых низких КПД.


Сегодня мы научимся слышать шум. Сначала я еще немного расскажу о том, как устроен мозг.


Мозг обучен концентрироваться на важном. Причем он сам решает, что для вас важно, а что — не очень. Это надо для того, чтобы не утонуть в огромном потоке информации, который на нас обрушивается. Звуки, зрительные образы, тактильные ощущения, эмоции, мысли, сигналы от внутренних органов поступают в мозг. Все это очень сложные сигналы, это огромный поток информации, с которым пока не справляются даже самые мощные компьютеры, объединенные в сети. Мозг должен немедленно разобраться с потоком, классифицировать сигналы и выбрать реакцию. Если вы будете осознавать все поступающие в мозг сигналы, то быстро утонете в лавине информации.


Чтобы этого не произошло, подсознательная часть мозга отделяет главное от неглавного, важное от неважного. Если мозг считает, что без какой-то информации вы легко обойдетесь, он вам ее не раскроет. Чем больше вы концентрируетесь на какой-то задаче (определенном потоке информации), тем меньше посторонней информации пропускает мозг в сознание.


Вы слушаете музыку, сконцентрировались на ней, вас интересуют мелодия, ритм, гармония, инструменты (тембры), баланс. Шумы стали второстепенной информацией, вы их пропускаете мимо. Все звуки можно разделить на музыкальные и шумовые. Мозг легко разделяет их по этому признаку. Если вы сконцентрировались на музыке, шум будет игнорироваться. Мозг не хочет, чтобы вам что-то помешало. Вам не помешало, а кто-то другой услышит, как у музыканта упали ноты, как он задел смычком пюпитр, как скрипнул под ним стул, простонала половица под дирижером. Смотрите, сколько шумов окружают музыку. Музыка всегда окутана шумом, даже инструменты шумят. Скрипят и шумят механизмы, выдувается поток воздуха.


В шумах, которые окружают музыку, мало приятного. Зачем же их слушать? Затем, чтобы не пропускать в звуковой тракт. Чтобы шумы не мешали записанной музыке, чтобы они не утомляли нас, усиленные на концерте. Для этого вы должны научиться, концентрируясь на музыке, не пропускать мимо ушей шумы. А мозг очень хочет, чтобы вы их не заметили. Он знает, что для вас главное — музыка.


Нам снова поможет классическая музыка. В современной эстрадной музыке почти нет не запланированных шумов. Эта музыка стерильно чистая, как медицинская лаборатория. А вот в оркестровую музыку нет-нет, да пролезет посторонний шум. Нет, он не посторонний, он сопровождает музыкантов и их инструменты, он живет одной с ними жизнью, и вы можете научиться этот шум слышать. Поначалу это может быть не просто, и от вас потребуется много внимания и предельная концентрация… На том, чего вы сами не знаете. Вы должны сконцентрироваться на чем-то таком, чего пока не слышите на сознательном уровне, потому что подсознание отбрасывает неважные шумы. Хорошо, если вам заранее скажут: вот здесь посторонний шум. Гораздо тяжелее услышать его, когда вы не понимаете, где и что искать.


Давайте я подскажу, что вы можете услышать в записи: скрипучие половицы, шелест переворачиваемых страниц, разговор музыкантов, падение чего-то, стук смычка или баночки с водой, стук клапанов, вдыхаемый или выдыхаемый воздух, подпевание музыканта или дирижера, шум вентиляции, гудок автомобиля с улицы, кашель.


Все это естественные шумы, к которым вы привыкли, они не вызывают у вас паники и дискомфорта, поэтому мозг их легко игнорирует. Вам надо научить его обращать внимание на эти звуки. Заставляйте его слышать то, чего вы пока еще не слышите.


Не слышите — не совсем верное слово. Вы слышите всё, гораздо больше, чем предполагаете. Но не осознаете. В большом потоке информации можно утонуть, так и не приняв верное решение, поэтому мозг упрощает информацию, доводит до вашего сведения только то, что вам может пригодиться. Не по вашему мнению, а по мнению мозга. Чем больше вы будете заставлять его обращать внимание на что-то незначительное, тем больше делателей он будет доводить до вашего сведения. Он так устроен. Если вы заставляете его что-то делать, он это делает. Может быть, нехотя и сопротивляясь, но делает.


Сейчас вам надо научить мозг новому фокусу. Дерзайте.


Читать продолжение


Читать 3 часть

Слух