Включить ревербератор очень легко, для этого надо последовательно выполнить 3 действия:
Должно заработать :)
Количество реверберации можно изменить двумя способами
Пользуйтесь любым способом. На слух они мало чем отличаются, если вообще отличаются. Поэтому сделайте так: месяц пользуйтесь первым способом, а через 30 дней переключитесь на второй и работайте так еще месяц. Какой-то способ вам придется по душе (на уровне интуиции), им и пользуйтесь.
Осталось сделать клёво, для этого надо понять, чего вы хотите от ревербератора. Я не буду рассматривать варианты, когда вы хотите «размыть», «улучшить», «отдалить» или «прореверберировать». Я же обещал использовать не по назначению, вот что сходу приходит в голову.
Бочку же не положено реверберировать!
Мне часто не хватает «выдоха» бочки, когда отчетливым шлепком следует такое «оооу» или «ууууш» :)
В записанной бочке или семплах от аранжировщика такого отзвука нет. Конечно, лучше записать нормальную бочку или поменять семпл, но почему-то я этого не делаю, а прицепляю ревер к бочке, эквализирую его и потом компрессирую. Никогда не компрессировали ревербератор? И не надо. Но в варианте с бочкой без компрессора ничего путного не выходит, проверял.
Бочке хорошо подходит d-verb из Pro Tools’а, с другими реверами ни разу не получилось.
Взрывается не сильно и не больно, вы даже ничего не заметите.
Если все сделать как надо, то микс станет шире того пространства, которое ограничивают громкоговорители. При этом вы не пользуетесь всякими фазовыми штучками, от которых сильно болит голова (если вы меня понимаете). К тому же фазовые штуки здесь и сейчас работают, а в другом месте перестанут. Особенно если нажать кнопку mono ;-P
Начинающие звукорежиссёры используют ревербератор, чтобы отдалить инструмент или голос, я же использую для того, чтобы приблизить.
Важно выбрать подходящий preset и поработать с ранними отражениями: подобрать нужную структуру, выставить уровень и поиграть с predelay.
Если все сделать правильно, вокалист выйдет на первый план, станет широким, жирным (добавьте эпитеты по своему усмотрению) и будет внятно произносить текст.
Писать об этом бессмысленно. Послушайте Soundgarden и поймете, о чем я. Очень короткий и почти не заметный эффект. Надо хорошо сконцентрироваться, но если вы его один раз услышите, уже не пропустите. Работает великолепно.
Иногда бывает лучшим решением, особенно на концертах. Ваш микс наконец-то начинает звучать, как надо. Не задумывайтесь, почему. Зазвучал — и отлично.
В 80-е годы звукорежиссеры любили использовать короткую реверберацию для гитар. Только ранние отражения, и вам сразу понравится звук гитары.
Слушали концерты на стадионе или на улице, когда сцена стоит напротив бетонного дома?
Ужасно. Громкий естественный дилей испортит любой праздник.
При некотором везении можно настроить ревербератор таким образом, чтобы громкие ранние отражения из ревербератора продолжались до повтора от дома (или почти до повтора). Тогда наш мозг объединит ранние отражения с естественным дилеем, и он не будет мешать.
Похожим образом можно поступить с диктором, которого записали в маленькой комнате. Ранними отражениями можно попытаться скрасить безобразное звучание комнаты и сделать эффект гребенчатого фильтра не таким заметным.
Все, о чем я рассказал, довольно легко сделать при условии, что вы понимаете физику отражений звука в помещении и разбираетесь в том, как мозг интерпретирует каждое из таких отражений. Следующим шагом необходимо научиться связывать эти знания (знания можно найти в интернете) с ручками ревербератора (а вот об этом нигде не написано).