Часть 1 здесь
Если вы спросите звукорежиссера, чем отличаются профессиональный микс от любительского, то рано или поздно услышите что-то о грязи.
Грязь. Слово, которое в применении к миксу может означать что угодно, но всегда это будет чем-то нежелательным. Чем-то таким, от чего стоит избавиться.
Сейчас я покажу два простых действия, которые помогут вам избавиться от грязи в своих работах и сделать миксы более ясными и прозрачными.
1. Обрезные фильтры
Верьте или нет, но обрезной фильтр – один из самых сильных и недооцененных инструментов в арсенале звукорежиссера. Может оказаться, что для приличного микса больше ничего и не нужно.
Представьте, что инструменты микса - это квартиранты одной комнаты в общежитии. Чтобы не мешать друг другу, каждый занимает строго отведенное место. Если ты раскинешь руки и они окажутся на моей кровати, мне это не понравится. Я толкну твою руку, ты дернешься и дашь мне подзатыльник. Возник конфликт.
Частотный диапазон инструментов – жители одной комнаты, спектра песни. Каждый инструмент должен находиться в своем собственном диапазоне, не захватывая диапазоны соседей. Хотя бы не залезать туда очень глубоко.
Если вы работаете над песней с большим количеством инструментов, диапазоны которых то и дело проникают друг в друга, то у вас есть только один способ справиться: расширить диапазон. Или увеличить размеры комнаты в нашей аналогии.
Жизнь. Вам прислали на сведение проект с несколькими десятками инструментов: басы, синты, пэды. Все это играет одновременно и звучит неопределенно-мутно во всем спектре.
Как навести порядок в звуковом хаосе?
Определите основное назначение каждого звука.
У какого из двух басов качественный низ? У какого из кучи синтов действительно хороший верх, а какие скорее напоминают комариный писк после захода солнца?
Направьте каждый звук в его собственное русло с помощью обрезных фильтров. Или укладывайте каждого жителя общаги на свою собственную кровать, если так понятнее.
Если у пэдов слишком много низа, обрежьте его high-pass фильтром, чтобы они не мешали басу.
Если синтезатор так верещит наверху в области 10 кГц, что не дает расслышать красивые высокочастотные детали других инструментов, отфильтруйте его low-pass фильтром, чтобы он угомонился и не беспокоил соседей и ваш слух собственным визгом.
Инструменты станут менее сочными и яркими, если вы послушаете их solo, но никто, кроме вас, не услышит их соло. Всегда смотрите на картину целиком, а не только на её правый верхний угол. И все важные решения принимайте исходя из общей картины, а не какой-то её части.
2. Настройте ревербератор
Настройка ревербератора чаще всего выглядит так: выбираете пресет, который звучит круче всего, потом выставляете уровни посылов и возврата ревербератора.
Пышные и длинные отзвуки реверберации, к которым нас обычно интуитивно тянет, на самом деле занимают много пространства в миксе. И если вы упростите звучание, то вся картина от этого только выиграет.
Вот первый шаг, который поможет вам убрать реверберационную грязь из микса: подгоните реверберацию под темп песни.
Если отзвук малого барабана слишком длинный и не угасает к следующей доле, то окончание реверберации размоет атаку барабана, и он не будет таким плотным и драйвовым, как хотелось бы.
Если же вы сделали отзвук коротким и не ритмичным, вы рушите найденный музыкантами и аранжировщиком грув песни.
Второй шаг для уменьшения реверберационной грязи – отдать реверберации определенный частотный диапазон. Выделить свою кровать в общаге :)
Хорошо, когда ревербератор работает незаметно и не загромождает низ, в котором играют бас и бочка, и не выпячивает верх и высокую середину на каждом шипящем и свистящем звуке вокалиста.
Это не значит, что вы должны придерживаться каких-то определенных цифр low-pass и high-pass фильтров и вообще их постоянно бездумно использовать.
Результатом применения этих двух приемов или одного из них может оказаться резкое увеличение ритмичности песни или ясности звучания микса.
Заключение
Помните, что совершенство – это не какая-то волшебная кнопка, нажав которую всё само собой зазвучит. Идеальный микс получается после сотни или даже тысячи маленьких действий, которые сами по себе кажутся маленькими и незначительными, но в совокупности ведут к превосходному результату.
В статье «Мутные миксы» я показал еще несколько приемов, которые также ведут к прозрачному звуку.
Дойдя до следующей ступени мастерства, вы увидите, что какие-то из описанных здесь приемов перестают работать или работают не так, как раньше. Это нормально. А пока пользуйтесь тем, что я рассказал, на несколько лет миксов хватит, а может быть, и на десятилетие.