пн-вс с 9:00 до 21:00
Денис Загуменнов, куратор курсов
 
Лаборатория знаний Дениса Загуменнова

Два простых действия, которые помогут сделать миксы прозрачными

Часть 2

Часть 1 здесь

Если вы спросите звукорежиссера, чем отличаются профессиональный микс от любительского, то рано или поздно услышите что-то о грязи.

Грязь. Слово, которое в применении к миксу может означать что угодно, но всегда это будет чем-то нежелательным. Чем-то таким, от чего стоит избавиться.

Сейчас я покажу два простых действия, которые помогут вам избавиться от грязи в своих работах и сделать миксы более ясными и прозрачными.

1. Обрезные фильтры


Верьте или нет, но обрезной фильтр – один из самых сильных и недооцененных инструментов в арсенале звукорежиссера. Может оказаться, что для приличного микса больше ничего и не нужно.

Представьте, что инструменты микса - это квартиранты одной комнаты в общежитии. Чтобы не мешать друг другу, каждый занимает строго отведенное место. Если ты раскинешь руки и они окажутся на моей кровати, мне это не понравится. Я толкну твою руку, ты дернешься и дашь мне подзатыльник. Возник конфликт.

Частотный диапазон инструментов – жители одной комнаты, спектра песни. Каждый инструмент должен находиться в своем собственном диапазоне, не захватывая диапазоны соседей. Хотя бы не залезать туда очень глубоко.

Если вы работаете над песней с большим количеством инструментов, диапазоны которых то и дело проникают друг в друга, то у вас есть только один способ справиться: расширить диапазон. Или увеличить размеры комнаты в нашей аналогии.


Жизнь. Вам прислали на сведение проект с несколькими десятками инструментов: басы, синты, пэды. Все это играет одновременно и звучит неопределенно-мутно во всем спектре.

Как навести порядок в звуковом хаосе?



Определите основное назначение каждого звука.


У какого из двух басов качественный низ? У какого из кучи синтов действительно хороший верх, а какие скорее напоминают комариный писк после захода солнца?

Направьте каждый звук в его собственное русло с помощью обрезных фильтров. Или укладывайте каждого жителя общаги на свою собственную кровать, если так понятнее.

Если у пэдов слишком много низа, обрежьте его high-pass фильтром, чтобы они не мешали басу.


Если синтезатор так верещит наверху в области 10 кГц, что не дает расслышать красивые высокочастотные детали других инструментов, отфильтруйте его low-pass фильтром, чтобы он угомонился и не беспокоил соседей и ваш слух собственным визгом.

Инструменты станут менее сочными и яркими, если вы послушаете их solo, но никто, кроме вас, не услышит их соло. Всегда смотрите на картину целиком, а не только на её правый верхний угол. И все важные решения принимайте исходя из общей картины, а не какой-то её части.


2. Настройте ревербератор


Настройка ревербератора чаще всего выглядит так: выбираете пресет, который звучит круче всего, потом выставляете уровни посылов и возврата ревербератора.

Пышные и длинные отзвуки реверберации, к которым нас обычно интуитивно тянет, на самом деле занимают много пространства в миксе. И если вы упростите звучание, то вся картина от этого только выиграет.


Вот первый шаг, который поможет вам убрать реверберационную грязь из микса: подгоните  реверберацию под темп песни.

Если отзвук малого барабана слишком длинный и не угасает к следующей доле, то окончание реверберации размоет атаку барабана, и он не будет таким плотным и драйвовым, как хотелось бы.


Если же вы сделали отзвук коротким и не ритмичным, вы рушите найденный музыкантами и аранжировщиком грув песни.

Второй шаг для уменьшения реверберационной грязи – отдать реверберации определенный частотный диапазон. Выделить свою кровать в общаге :)

Хорошо, когда ревербератор работает незаметно и не загромождает низ, в котором играют бас и бочка, и не выпячивает верх и высокую середину на каждом шипящем и свистящем звуке вокалиста.

Это не значит, что вы должны придерживаться каких-то определенных цифр low-pass и high-pass фильтров и вообще их постоянно бездумно использовать.

Результатом применения этих двух приемов или одного из них может оказаться резкое увеличение ритмичности песни или ясности звучания микса.

Заключение


Помните, что совершенство – это не какая-то волшебная кнопка, нажав которую всё само собой зазвучит. Идеальный микс получается после сотни или даже тысячи маленьких действий, которые сами по себе кажутся маленькими и незначительными, но в совокупности ведут к превосходному результату.

В статье «Мутные миксы» я показал еще несколько приемов, которые также ведут к прозрачному звуку.

Дойдя до следующей ступени мастерства, вы увидите, что какие-то из описанных здесь приемов перестают работать или работают не так, как раньше. Это нормально. А пока пользуйтесь тем, что я рассказал, на несколько лет миксов хватит, а может быть, и на десятилетие.

Ещё по теме:


Видение микса. Часть 1


Мутные миксы


6 ошибок с ревербератором, которые вы точно совершали



Узнать о подходах к сведению и научиться делать удивительно красивый звук можно в моей программе «Виртуальный микс»

Сведение