Все люди в своей речи используют исключительно понятие «громкость», и только некоторые звукорежиссеры в речи используют слово «уровень».
Чем отличается уровень от громкости и зачем знать об этом отличии? Давайте разбираться.

Громкость — понятие субъективное. Говоря проще, это плод нашего воображения. Один и тот же звук может показаться нам в одно время громким, а в другое — тихим.
Что за … ?
Если вы слушаете музыку, особенно если она звучит громко, то через какое-то время вам покажется, что стало тихо, и рука потянется к ручке громкости. Ключевое слово здесь «покажется». Приемник как играл, так и играет, и тише не стало. А вот вам кажется, что стало тише.
Так устроен наш слух: если нам громко, то пороги слышимости повышаются, и звуки кажутся более тихими. Обратите внимание на слово «кажутся». Тише стало только в нашей голове, результаты объективных измерений с помощью микрофона скорее всего сильно не поменяются.
Опытные звукорежиссеры знают: если стало тихо, надо сделать перерыв. Минут через 15-20 можно обнаружить, что музыка стала громкой.

На концерте перерыв не сделаешь, но и тут есть свои приемы.
Пороги слышимости меняются не только от уровня громкости, на котором мы слушаем музыку. Еще от времени дня, нашего самочувствия, усталости, настроения и тому подобных вещей.
Вспомните, как, засыпая, вы хорошо слышите цокание каблуков девушки, которая поздно возвращается домой. Вряд ли вы услышите этот звук днем. Не потому что девушки днем не ходят по двору, а потому днем для вас этот звук слишком тихий либо заглушен другими сигналами.

А вот прием, знакомый музыкантам: более длинная нота покажется слушателю более громкой. Этим приемом пользуются скрипачи и духовики, лигуя первую и вторую ноты в такте. Появляется слышимая ритмическая пульсация, а никаких дополнительный усилий прикладывать не приходится. Удобно.
С точки зрения физиков это какой-то абсурд: один и тот же звук кажется то тихим, то громким. Причем даже в одно и то же время звук может показаться мне тихим, а вам — громким. Или наоборот.
Вот что придумали акустики. Они сказали, что будут измерять либо звуковое давление или интенсивность звука. Возникли некоторые сложности, и чтобы их обойти, придумали уровень. Это означает, что измерения зависят от заданной величины, которую сами акустики и указали. Величиной этой стало минимальное звуковое давление, которое может распознать человеческая слуховая система. Правда, надо помнить о том, что для всех это давление разное :) Но не будем усложнять
Теперь результат любого объективного измерения, которое нам показывают компьютерные программы или индикаторы приборов, — уровень.

И вот загвоздка: при одинаковом уровне две фонограммы могут казаться нам разной по громкости.
Вторая загвоздка в том, что никто не знает про уровни, нас просят сделать либо громче, либо тише. Большинство звукорежиссеров в этот момент хватаются за фэйдер. Однако на кажущуюся громкость могут повлиять игры с эквалайзером, компрессором и даже ревербератором.
Хотите понять, как пользоваться этими знаниями для настройки звукового оборудования?
Для вас интенсив «Формула звука».
Статьи по теме:
6 причин, из-за которых зрители не слышат голос
Чем отличаются микрофонный и линейный входы пульта?