Лаборатория знаний Дениса Загуменнова

Как физика спасла звук и музыкантов


История была с академическими музыкантами, которые играли поп-кавера на академическую музыку. Фонограмма, арфа, виолончель и какой-то третий инструмент, сейчас забыл.

Зал так себе: параллелепипед, голые стены и ооочень маленький (он, кстати, на фото). Зато l'acoustics порталы и мониторы, хороший пульт :)

Как физика спасла звук и музыкантов, image #1

Саундчек, в зале все прилично, можно расходиться до начала концерта, но музыканты жалу.тся, что у них гудит низ. Ок, подрезал низ в мониторах, все равно играть тяжело.

Замечу, что академическим музыкантам работать со звукоусилением труднее всех. Они воспитаны на другой музыке с совершенно другим ощущением звука. Ощущения эти завязаны на акустических звуках, которые излучает сам инструмент. Чтобы хорошо играть, важно слышать именно этот звук. Музыкантов звукоусиление, так скажем, обескураживает.

Вот основные причины:
1. передача тембра не может быть достоверной;
2. звук идет не оттуда, откуда музыкант привык слышать свой инструмент и инструменты коллег;
3. совершенное другое акустическое пространство;

Я знаю, о чем говорю, сам был музыкантом, играл в оркестрах, у меня и диплом есть :)
И знаю, как трудно играть на скрипках, роялях и кларнетах с микрофоном. Можете меня поспрашивать, если надо.

Еще я знаю, что академический музыкант не будет капризничать, если он не выспался или у него, к примеру, нога болит. Если говорит, что плохо, значит, это действительно так.

Поэтому пошел на условную сцену послушать. Не поверите, там говно. В смысле звука. От виолончели низкая середина гудит так, что волосы на ногах вот-вот поднимутся.

Знаю мониторы, знаю, в каком положении эквалайзеры, знаю, в каком положении микрофон.

Осматриваюсь и вижу, что монитор был небрежно кинут техником. Ну повернут на виолончель, и ладно. Но если посмотреть дальше, то видно, что он направлен в верхний правый угол сцены. А там покрашенный бетон, все как мы любим.

Как раз в то время я плотно изучал распространение звуковых колебаний. Немного подвинул монитор, чуть-чуть изменил направление, и музыкант одарил меня благодарной улыбкой. Год назад я бы в недоумении чесал репу. Виолончелист даже не понял, что произошло. Главное — все наладилось.

Я это к тому, что оборудование само по себе не решает звуковые проблемы. Не решает их и Smaart. Решения принимаете вы на основе всех накопленных знаний. Когда-то надо корректировать эквалайзером, когда-то вводить задержки, когда-то двигать излучатели. Когда-то лучше вообще ничего не трогать. Вариантов масса, и без знаний, к сожалению, ничего не получится.

Разобраться, что к чему, поможет интенсив «Формула звука».

Физика звука