Сейчас даже в дешевых телефонах по два динамика, имеет ли смысл запариваться? Давайте разбираться.
Для начала расскажу, что я подразумеваю под моносовместимостью в этой статье. Итак, мы имеем двухканальный аудиосигнал, записанный или сведенный в стерео. Теперь мы складываем левый и правый каналы и слушаем. Если при прослушивании не происходит значительного изменения баланса инструментов, их исчезновения или изменения частотки, то микс можно считать моносовместимым.
Уффф, справились? Дальше обещаю писать по-человечески :)
Вначале было моно, и в то время у инженеров почти не было проблем.
В середине XX века появилось стерео. Потребителю сказали, что стерео – это хорошо. Особенно хорошо стало производителям аудиотехники: количество элементов в одном приборе увеличилось ровно в два раза. И продавать две колонки вместо одной тоже круто.
Вот только люди не спешили покупать новые приборы. Все-таки в два раза дороже стало, а старую дороже трети стоимости не продашь. И музыку слушать хотелось, причем не только старую, записанную еще в эпоху в моно, но и новую.
А вот покупать новые пластинки публика хотела.
Решение оказалось простым: сложить левый и правый каналы и воспроизвести через один громкоговоритель
Но вот незадача: оказалось, что при таком сложении куда-то пропадают инструменты, меняется их баланс. Или диффузор начинается двигаться вперед-назад со слишком большой амплитудой. Ну и еще всякая чертовщина начинала происходить, уж не буду пугать.
Производители оборудования устроили совещание с продюсерами и постановили: с этого момента крайним всегда будет звукорежиссер.
И выход из создавшегося положения тоже будет искать звукорежиссер. А мы ему поставим задачу: своди моносовместимые миксы. Потому что мы хотим, чтобы новые пластинки покупали не только счастливчики, купившие новые стереосистемы, но и неудачники, продолжающие слушать музыку на старых монопроигрывателях.
И радио, кстати сказать, вещало в то время исключительно в моно. А мы же с вами понимаем, что радио нормальные люди слушают из-за музыки, а вовсе не из-за новостей и рекламы. Продюсеры это тоже понимают. Не думайте, что им мозгов не хватает.
Так вот, за всех отдуваются теперь звукорежиссеры, которым дали указание: делайте крутое стерео, но чтобы оно было моносовместивым!
Моносовместимое – это когда вы нажимаете в DAW или на пульте кнопку моно, и не слышите никаких изменений в миксе
А зачем тогда делать стерео, если не слышно разницу? Я тоже не знаю, но твердо уверен, что очень круто продать одному покупателю 2 колонки вместо одной.
Уже в начале XX века продвинутые звукорежиссеры на моносовместимость стали класть известно что, и при этом их работы становились хитами. Понажимайте кнопку моно, когда будете слушать первую прикрепленную к этому посту песню; хороший образец мононесовместимости.
Для тех, кто очень молодой или слишком старый, напомню, что эту песню крутили по радио лет 10 точно, да и сейчас ее можно услышать
Другие же делали какое-то непонятное волшебство. Тут надо послушать вторую песню из того же поста и тоже понажимать кнопку моно. Попробовали? На всякий случай сообщаю, что ваша кнопка моно еще не сломалась.
Важная деталь: песни надо послушать в оригинальном качестве, не mp3, и точно не ту его разновидность, которой кормит ВКонтакте своих пользователей. Из ВКонтакте ничего не получится. Тоже волшебство.
Ну что, побаловались?
А теперь вопрос: на кой следить за моносовместимостью, если даже в смартфоне два динамика, а мононесовместимая музыка звучит изо всех щелей?
Вот мы и подошли к самому главному. Главное заключается вот в чем:
1
Хорошая моносовместимость дает хорошую переносимость микса.
Каждый начинающий звукорежиссер знает, что если послушать свой классный микс у друзей, в авто или в ноутбуке, то он непостижимым образом превращается в г..но. Это знают не только начинающие звукорежиссеры, но и многоопытные. Поэтому бегают слушать в машину, а в студии держат старый мафон. Для контрольного прослушивания.
Хорошая переносимость – это когда вы слушаете где угодно и на чем угодно, а баланс не меняется
Так бывает, правда.
2
Хорошая моносовместимость хорошо кодируется кодеками типа mp3, aac и им подобными. Плохую моносовместимость они почему-то плохо кодируют
3
ФМ радио утроено так, что при плохом приеме вам (или вашему слушателю) достанется только сумма левого и правого каналов. Т е моно.
Хорошая переносимость микса – одна из тех действительно трудных вещей, которой вы научитесь в программе «Виртуальный микс». Оставьте заявку на странице программы, и я расскажу, чем мы будем заниматься, как проходит обучение и как стать участником.