Лаборатория знаний Дениса Загуменнова

С чего начать сведение?

Вы задумывались, почему 99% звукорежиссеров и аранжировщиков начинают сведение с барабанов? А что будет, если начать не с барабанов? За барабанами стоит намного больше, чем метроном для песни. Сегодня мы вскроем все подходы к созданию крутого микса.



Разбудите меня в 3:15 ночи и спросите: «С чего начать сведение?». Как и любой адекватный звукорежиссер я встану, заору и вызову полицию. Какого черта вы вообще делаете у меня дома ночью? Но потом успокоюсь и отвечу, что начать сведение можно с барабанов. Сладко потянувшись, я расскажу, что начинал сведение с вокала. А звукорежиссер Haydn Bendall на мастер-классе начал сводить поп-рок с… рояля. И получилось великолепно!

Но почему это так? И правильно ли это вообще? Однако, не буду торопить события, сейчас сами всё поймете. Самый сок приберег к концу текста, но начало тоже прочитайте.

Барабаны


Барабаны — основа любой современной песни, и вы не ошибетесь, если начнете сводить именно с барабанов. «Зазвучат барабаны — зазвучит вся песня», — говорит известный звукорежиссер Дмитрий Сухин. Хороший звук барабанов в хорошем пространстве просто заставит звучать все прочие инструменты.

Барабаны занимают большой диапазон спектра. Бочка — самый низ и в высокой середине, малый где-то внизу, низкой и высокой середине, тарелки и хэт простираются почти до конца слышимого диапазона. Поэтому барабаны можно назвать самым трудным инструментом для сведения.

Ударные должны быть очень плотными и читаемыми на протяжении всей песни. Мы уже привыкли к «барабанному» звучанию попсы и рока. Не справитесь со сведением барабанов, ваше песню даже слушать никто не станет.

Бочка и бас


Бочка и бас — хороший старт для микса. Это два самых низких инструмента почти в любой песне. Их основные тоны и первые обертоны находятся близко друг к другу. Поэтому бас все время прячется за бочкой, а бочка пропадает за басом.

Вы наверняка знаете это ощущение, когда добавляете бас, и бочка пропадает. Теперь добавляете бочку — исчезает бас.

Я знаю, это трудно! Не только вы мучаетесь. Наладьте самые низкие инструменты, а потом налаживайте все остальное. Инструменты, которые звучат выше бочки с басом, будут в балансе, вы их не потеряете.

Вокал


Самое почетное место в миксе занимает вокалист (сохраняя важность барабанов, о которых я уже писал). Дело в том, что 90% людей в песне слушают только вокал. Плевать им на аранжировку, гармонию, барабаны и вот это все.

Люди хотят слышать текст песни и голос певца. Даже если вы с этим не согласны. Если вас тошнит от прочитанных только что слов — либо привыкайте, либо прекращайте чтение и закрывайте статью и никогда больше не беритесь за сведение.

Вокал занимает широкую часть спектра, и он всегда должен быть на первом плане. Слова и голос не должны затеряться в аранжировке.

Если вокалист обладает изумительным голосом, и вы не хотите менять его тембр эквалайзером, начните сведение с вокала. Тогда другие инструменты вы «наденете» на голос певца, как будто обвешиваете игрушками елку. Вы сможете постоянно контролировать разборчивость голоса и его положение в миксе.

Сведение концертного звука


Еще один случай, когда мне просто пришлось начать сведение с вокала. Концертная запись, в микрофон вокалиста пролезло много других инструментов и звук мониторов на сцене.

Думаю, это знакомо всем, кто когда-то сводил концерты: сделали микс, все хорошо. Как только добавляете вокалиста, все превращается в какой-то кошмар.

Чтобы сведение концертной песни не превратилось в кошмар, начните с вокалиста и постепенно добавляйте инструменты в микс. Постоянно следите за тем, чтобы голос был на первом плане. Трудно, да. В детском садике никто не предупреждал J

Рояль


А вот это уже история про Гайдна Бэндалла (Haydn Bendall), я ходил на его мастер-класс .

Обычный поп-рок. Все звукорежиссеры как звукорежиссеры, начинают микс с барабанов. Гайдн начал сведение с рояля. Сотворил с помощью него невероятно широкое пространство и дальше в этом пространстве и вокруг этого звука рояля строил микс.

Все инструменты звучали сами собой без каких-то невероятных ухищрений. И тут мы плавно подходим в следующему, самому важному разделу статьи.

Пространственная картинка микса


Дело в том, что все ваши накручивания ручек не имеют смысла до тех пор, пока вы не нарисовали в голове все картину микса.

К картине микса я отношу: баланс инструментов, панорамирование, планы (перспектива микса в глубину), общее ощущение пространства, положение и пространство каждого важного пласта внутри микса.

Хорошо, если перед началом сведения все это уже есть у вас в голове. Но поначалу это трудно, поэтому начните с баланса и панорамирования. Это поможет вам услышать песню и понять, что же в ней надо сделать.

Я не могу точно указать, что же делать раньше: панорамировать или выставлять баланс. Это надо делать одновременно. Потому что от панорамы будет зависеть баланс. Попробуйте разные панорамирования инструментов и послушайте, что получается. Когда инструменты лучше слышны, когда не мешают играть друг другу и звучать вокалисту? Когда они звучат в одном пространстве или разваливаются на отдельные элементы?

Теперь послушайте, кто у вас впереди, а кто сзади. Кто на втором плане, а кто ушел в третий ряд. Так ли вы хотите или задумка была иной?
Можно ли исправить фэйдером или потребуется эквалайзер? Или компрессор? А что-то можно решить при помощи ревербератора.

Если вокалист где-то во втором или третьем ряду, это нехорошо. Почему гитара впереди вокала? Главная вокальная партия всегда должна быть спереди по центру. Если это не так, надо исправлять. Подключаем приборы…

Нет, не так. Надо было записать так, чтобы инструменты выстривались в нужном порядке. Вот мы и пришли к тому, что уже во время записи у вас в голове должна быть четкая картинка микса.

Теперь вы понимаете, почему у опытных и известных звукорежиссеров все происходит как будто само собой? Да они заранее все знают! Причем в приложении именно к вашей песне. Другую песню они будут сводить и записывать иначе.

Это трудно, я знаю. Чтобы достичь такого уровня, должны пройти годы записей и сведений. Не только своих. Надо наблюдать за работой коллег, обмениваться с ними опытом.