Развиваем звукорежиссерский слух и музыкальную память. Часть 3
  • denzag

Развиваем звукорежиссерский слух и музыкальную память. Часть 3


Мы уже поговорили о балансе и тембре и поняли, как тренировать навыки активного слушания. Если пропустили первые две части, то вот ссылки:

Часть 1

Часть 2

Часть 3

Часть 4

Часть 5

Я не случайно начал именно с тембра и баланса, потому что две самые важные задачи звукорежиссера — это передать тембр и баланс инструментов. Все остальное потом. В первую очередь мы слушаем различаем инструменты (или голоса) и их громкость. На этом этапе мне бы хотелось, чтобы вы перестали слушать музыку из ВКонтакта или Яндекс.Музыки. Я тоже люблю эти сервисы. Это удобно и соблазнительно, но нам не подходит из-за низкого качества звука, который транслируют эти сервисы. Технари делали, чо. Им нормально. А нам не подойдет, и я постараюсь объяснить, почему. Цифровой звук — это поток данных. Очень большой поток. Настолько большой, что Интернет может не справиться. Поэтому данные сжимаются. Есть два способа сжимать данные. Первый — сжатие без потерь. Так работает, к примеру, winrar. Вы запаковываете файлы, они уменьшаются в размере. А после распаковки вы получаете в точности то, что было до запаковывания. Вы ничего не потеряли, все данные целы. Поток данных уменьшился, но не на много. Другой способ предполагает, что вы никогда не восстановите то, что было в начале. Это будет похоже на исходник, но не то же самое. Зато поток данных уменьшился основательно. Так сжимаются картинки jpeg или jpg. Исходное фото сжимается так сильно, что его потом не восстановишь. Но этого достаточно, чтобы понять рисунок. Еще раз повторю: мы понимаем фото, но данные далеко не те, что были изначально, и их нельзя восстановить. Другой пример сжатия без возможности восстановить исходные данные — музыка mp3. Почему же сжимают именно таким способом, если можно сжимать с полным восстановлением? Напомню, что цифровой звук — огромный поток данных, и перед программистами встала задача максимально его уменьшить. Если сжимать стандартными средствами вроде winrar, то поток уменьшится, но этого не достаточно. Надо сжимать больше. А если сжимать больше, то восстановить данные уже не удастся. «Ну и что?» — скажете вы, — «мы же слушаем, и нам нравится». Бесспорно, слушаем. Вы слушаете и я слушаю. Чтобы понять, что происходит, надо заглянуть в наш мозг и посмотреть, как он работает, когда вы слушаете музыку. Во время слушания мозг не только обрабатывает звуковую информацию, но и учится, то есть запоминает ее. Даже если ваша музыка звучит фоном, он все равно ее запоминает. И не только музыку, но и сами звуки. Ту структуру, из которых состоят эти звуки. А структура очень сложная. В тот момент, когда пианист наживает всего одну клавишу, на ваш мозг обрушиваются сотни, нет, даже тысячи единиц информации. Причем постоянно меняющейся информации. Мозг все это собирает, обрабатывает и упрощает до звучания всего одной рояльной ноты. Но он не обработал и забыл. Он запомнил, как это было. Запомнил ту сложную структуру, которая поступила в ухо. Заодно все другие ваши ощущения: где вы, кто с вами, какой свет, даже ваше самочувствие в этот момент он тоже зафиксировал. Еще раз: всего один звук — это огромный поток меняющейся информации, а когда вы слушаете песню, ансамбль или симфонию, этой информации становится безумно много. И алгоритм сжатия упрощает эту информацию. Выкидывает все лишнее и ненужное, как он считает. Наш мозг не может одновременно оперировать сотнями данных. Нам доступно 3-5, ну максимум 9 единиц информации. Есть специальные группы ученых, которые исследуют: что же нашему мозгу важно для получения информации о звуке, а что — не очень. Полученную информацию они передают программистам, и те пишут код, который избавляется от данных, которые не очень важны. В первую очередь теряется информация о пространстве. Т е о зале, в котором исполнители играли музыку, о том, где находятся исполнители: близко или далеко от нас. Это важная информация, которую мозг приучен слушать и различать. Вы слушаете музыку, и эту информацию тоже обрабатываете. Затем теряется информация о тембрах и даже балансе. То есть в сжатом mp3 (или другим алгоритмом) информация о звуке основательно искажена. И мозг запоминает вот это искаженное представление о звуке. Немного другие тембры, сильно измененное пространство, даже баланс инструментов чуть-чуть, да измененный. Когда вы встанете за пульт или сядете за компьютер, мозг будет сравнивать то, то вы делаете сейчас, с тем, что хранится в вашей памяти. А в памяти хранится искаженное представление о звуке, и вы неосознанно, безотчетно будете его воссоздавать. То есть вы сделаете микс, в котором не будет чего-то важного. Того, что заставляет слушать и переслушивать классные миксы. Поэтому уже сейчас я советую слушать музыку либо с компакт-дисков (если вы знаете, что это такое, и они у вас сохранились), либо проигрывать файлы wav, полученные с компакт-диска или даже студийного исходника. В крайнем случае слушайте файлы, сделанные кодеками на основе сжатия без потерь (flac и другие). Лучше всего хотя бы раз в неделю слушать музыку в концертном зале с хорошей акустикой. Важно, чтобы в зале во время концерта не работало звукоусиление. Иначе мозг будет снова запоминать и анализировать не совсем то, что нам необходимо.

Читать продолжение

Читать 2 часть

#слушаем #уши #слух #мозг #восприятие

Адрес
Контакты

ул. Восточная, 7

6 минут пешком от метро «Автозаводская»

ул. Студенческая, 39/26

4 минуты пешком от метро «Кутузовская»

ул. Золоторожский вал, 34с2

4 минуты пешком от метро

«Римская» / «Площадь Ильича»

 

Тел.: +7 (903) 62 939 62

Лица
Денис Загуменнов Курсы Звукорежиссуры Mixingschool.ru. Онлайн, Москва

Денис

Загуменнов

Звукорежиссура. Уроки и курсы. Москва и Онлайн

Павел

Богатыренко

© 2014-2020 Mixingschool.ru «Грамотный звук». Курсы звукорежиссуры в Москве. Дистанционное обучение и уроки онлайн.

Перепечатывание материалов приветствуется со ссылкой на первоисточник.

Вся информация носит исключительно ознакомительный характер и не является публичной офертой.

Подробную информацию узнавайте по телефону +7 903 62 939 62