пн-вс с 8:00 до 19:00
Денис Загуменнов, куратор курсов
 
Лаборатория знаний Дениса Загуменнова

Зачем собирать барабаны в группу


Планеты встали в странном порядке, и на прошлой неделе мне семь раз задали вопрос: «Зачем собирать барабаны в подгруппу?»


Я написал небольшую статью в помощь тем, кто никогда этого не делал.


2 причины, чтобы собрать барабаны в подгруппу:

  1. Ускорить работу на концерте или во время трансляции
  2. Сделать замысловатую обработку



Ускоряем работу с помощью подгрупп


Представьте, что на концерте выступают оркестр с хором, барабанами, перкуссией и шестью клавишными инструментами. Мы выставили баланс, все хорошо. На седьмой песне барабанщик немного устал и заиграл чуть тише, чем следовало бы. Необходимо совсем чуть-чуть поднять все 12 фэйдеров, отвечающих за звук барабанов (или сколько их у вас?) Сделать это быстро и аккуратно, чтобы не нарушить баланс, практически невозможно. А если вы еще контролируете вокалиста и и еще какого-то музыканта, то пальцев на руках определенно не хватит.


Выручают подгруппы. Мы набираем барабаны на подгруппу 1-2, перкуссию на 3-4, оркестр на 5-6 группу, хор на 7-8. Теперь нам надо заботиться всего о восьми фэйдерах, чтобы контролировать баланс между большими группами сложного состава. Это работает, если внутри каждой группы музыканты сохраняют отличный баланс. Если это не так — придется двигать входные фэйдеры, ничего не поделаешь.


Теперь, если барабаны играют чуть тише, чем надо, мы поднимаем уровень всех барабанов при помощи всего двух групповых фэйдеров. Удобно!


Помните, что любая подгруппа обладает собственным сумматором. Это означает, что мы его можем перегрузить, поэтому следим за уровнем на подгруппе.


Другая беда в том, что любой прибор, который делает нам что-то хорошее, одновременно в чем-то портит звук. Поэтому чем меньше приборов мы используем, тем лучше звук. Сумматор — тоже прибор, хоть и спрятан он внутри пульта. Если есть возможность обойтись без подгруппы, обходимся без нее.


Цифровые пульты могут вносить задержку на групповых каналах, поэтому тоже пользуемся осторожно.


VCA или DCA в цифровых пультах решают эту проблему, но о них в отдельной статье.


Важно: если вы назначили инструменты в подгруппу, в мастер эти инструменты должны идти только из подгруппы! Назначение на мастер с входного канала в этом случае убираем. Иначе сигнал будет дублироваться: сначала приходит в мастер со входного канала, с небольшой задержкой — после сумматора подгруппы. Иногда звукорежиссеры используют это для уплотнения звучания, но я, как тембровый человек, этот прием очень не люблю из-за того, что портится звук. И вас не советую.



Параллельная компрессия


Еще один повод собрать барабаны в подгруппу — использовать параллельную компрессию. В этом случае барабаны с входных каналов идут в мастер и одновременно в подгруппу, которая сильно компрессируется и затем подмешивается к общему миксу.


Компрессировать всю барабанную установку необязательно, можно обойтись только бочкой и малым. Важно помнить, что подмешивается компрессированный сигнал совсем немного, именно для уплотнения.


Если засолировать барабаны и добавить к ним компрессированную группу, то изменения в звуке должны быть неуловимыми. А вот когда вы эту группу убираете из общего микса, барабаны станут жидкими и их будет как будто мало. Вот такая загадочная параллельная компрессия.

О параллельной компресси я напишу подробно в отдельной статье, там много фишичек и нюансов.


Хотите подробно все это изучить? Добро пожаловать на курсы Система звука, в нем мы подробно изучим все возможные способы маршрутизации сигнала, физику, приборы и восприятие звука.

На курсе «Виртуальный микс» научимся применять на практике полученные на Базовом курсе знания, чтобы делать плотные качающие миксы, которые не оставят никого равнодушными :)