пн-вс с 8:00 до 19:00
Денис Загуменнов, куратор курсов
 
Лаборатория знаний Дениса Загуменнова

Все ли ты слышишь?


Все люди от рождения умеют различать тембры и высоту звуков. Слуховая память помогает запоминать эти звуки. Так еще малышами мы запоминаем тембр голоса родителей, чтобы потом узнавать их.

Потом мы слышим и запоминаем голоса друзей, звуки кларнета, гитары, других музыкальных инструментов. Музыкальная память помогает запомнить мелодию, чтобы потом ее спеть друзьям. Так незаметно для нас самих идет слуховое обучение.

Целенаправленной тренировки требует гармонический слух, с помощью которого мы можем подобрать гармонию (если вам так проще — аккорды к услышанной или сочиненной мелодии)


Обучаясь, мы как бы договариваемся со старшими и более опытными людьми, какой звук высокий, а какой — низкий; какой принадлежит скрипке, а какой — роялю. Все это позволяет нам ориентироваться в мире звуков и словами передавать очень сложную звуковую информацию (при упоминании рояля вы из памяти извлекаете необходимый звук и понимаете, о каком именно тембре сейчас идет речь).

Представьте, что вы никогда не слышали кпанлого. А я сейчас прошу представить его звук. Как вы это сделаете? Никак. Прямо сейчас вы даже не знаете, струнный это инструмент, духовой или барабан.

Если я попытаюсь описать звук этого барабана, вы всего равно никогда его не узнаете, пока не услышите.

Таким образом, для слухового обучения нам необходимо:
1. самим услышать звук
2. чтобы кто-то рассказал, как называется этот инструмент

После нескольких таких упражнений мы научимся отличать струнные инструменты от ударных, даже если впервые слышим тембр.

Услышав новый звук, мозг пытается отыскать похожий в памяти. Если ему это удается, мы быстро узнаем инструмент. Если не удается — мы пытаемся найти какой-то похожий, но понимаем, что это не совсем то.

По похожей схеме мы учимся разбирать мелодию, гармонию и многие другие аспекта звука.

Звукорежиссерский слух использует умения, которыми мы пользуемся в повседневной жизни: определять положение источника звука, его тембр, громкость, реверберацию. Правда, большинство людей все это воспринимает неосознанно, а звукорежиссер должен очень точно все это определять и называть.

В то же время звукорежиссер использует музыкальные навыки, которые требуют дополнительной тренировки: качество звукоизвлечения, фразировки, точность и другие премудрости, которым несчастные музыканты обучаются 8 лет в музыкальной школе, затем 4 года в училище и еще 5 лет в Консерваториях :)

Дополнительно звукорежиссер учится слышать искажения и изменения, которые вносят в звук разные приборы. Ничего невероятного в этом нет, если не считать необходимости постоянно тренироваться и сравнивать свои слуховые ощущения с некоторыми стандартами.

Удивительно, что многие пытаются научиться развить звукорежиссерский слух самостоятельно, при этом совершенно не понимая, а что же надо слушать.

Самое частое замечание новичков: я слушаю музыкальную композицию, но не понимаю, хороший звук или плохой.

Чтобы научиться во всем это разбираться, необходимо попрактиковаться в слушании с опытным звукорежиссером.

Для этого у нас есть курс «Слуховой интеллект».

Переходите по ссылке, послушаем вместе хорошую музыку и разберемся, что к чему.
Слух