пн-вс с 8:00 до 19:00
Денис Загуменнов, куратор курсов
 
Лаборатория знаний Дениса Загуменнова

Куда записать живой концерт, или где Pro Tools?

Эту статью я написал много лет назад, когда занимался многоканальной записью концертов.

Однажды меня спросили, использую ли я Pro Tools, чтобы записать концерт. Ответ — нет, я использую карту RME и PC-ноутбук, и сейчас расскажу, почему. Комплекс приборов для записи я буду называть передвижной студией звукозаписи. В моем случае это АЦП и компьютерная станция.

Мои требования к передвижной студии для многоканальной звукозаписи (в т.ч. для записи концертов):
  • качественные АЦП;
  • разумная цена;
  • надежность;
  • компактность;
  • легкость и быстрота подключения (актуально для концерта);
  • оперативная замены вышедшего из строя компонента;
  • увеличение числа каналов записи;
  • известный бренд (чтобы оборудование нравилось музыкантам :-) )

Прежде всего система должна работать стабильно. Во время записи концерта не должен слететь драйвер аудиокарты, зависнуть компьютер или переполниться буфер обмена данными. Вы когда-нибудь видели, чтобы повис драйвер RME? Я нет. И сломанных интерфейсов RME я тоже не видел – хотя вру, одну сломанную карточку знаю, но только одну, и за 15 лет ее работы.

Pro Tools, безусловно, отвечает требованиям надежности, но только в одном случае: если это HD-версия, которая работает на стационарном Macintosh (при работе на PC вероятность зависания гораздо выше).

Чтобы сделать многоканальную запись концерта в Pro Tools, нам придется привезти и подключить: компьютер, монитор, клавиатуру, мышь, интерфейс ввода-вывода, синхро-машину. Все это надо где-то разместить + необходимо время для подключения приборов. Громоздко, тяжело (килограммов 20) и долго. В случае с картой RME и ноутбуком всё гораздо проще: надо подключить только аудиокарту и мышь. Не надо искать место для размещения монитора и клавиатуры. Две минуты, и передвижная студия готова записать концерт. Удобно, и тащить не больше 5 кг .

Дополнительное преимущество ноутбука перед стационарным компьютером – батарея питания. Если выключится электричество, ноутбук продолжит работать и сессия не пропадет! Чтобы продолжил работу компьютер, понадобится блок бесперебойного питания. Пробовали поднять такую штуку?

Подключение. Входы и выходы RME сделаны на разъемах jack, и если испортится провод – не беда, можно легко найти замену, тем более на концертной площадке. Входы Протулза сделаны на 25-контактных разъемах D-Sub, и если что-то не так, придется вооружиться паяльником.

Надежность надежностью, но всё когда-то ломается. Если вышел из строя элемент Pro Tools, то с его заменой придется повозиться: никто из знакомых не использует PT как мобильный комплект, а разбирать студию, чтобы записать наш концерт, вряд ли кто захочет. Остается заказать в магазине, но пока привезут… Сломаться может и компьютерная плата HD-Core,спрятанная внутри системного блока, добираться до нее придется при помощи отвертки.

«Но ведь и ноутбук не вечный!» – говорят мне. Конечно, но я просто возьму другой и за какой-то час подготовлю его к записи концерта. А если сломался интерфейс RME – заменю только один блок. Его легко найти в магазине или у друзей.

Количество каналов записи. Есть у вас Pro Tools с 16-ю каналами, а записать надо 17. И концерт уже вот-вот, послезавтра, и сделать записать ой как надо! Покупать еще одну компьютерную плату, чтобы записать единственный концерт, обидно. В случае с RME мы легко можем подключить до 3-х карт, что даст нам до 28 каналов! При необходимости можно собрать и больше.

Я не умаляю достоинства Pro Tools. Не исключено, что работать с записанным концертом мы будем в Pro Tools, его технология TDM очень хорошо подходит для сведения! Но записать концерт я рекомендую с помощью RME.

Моя передвижная студия звукозаписи работает на ноутбуке HP Workstation. Знаете, почему? Потому что это один из немногих указанных digidesign’ом компьютеров для работы с капризным Pro Tools. А это заслуживающая доверия рекомендация, не правда ли?
Концертный звук Домашняя студия Звуковые редакторы