пн-вс с 8:00 до 19:00
Денис Загуменнов, куратор курсов
 
Лаборатория знаний Дениса Загуменнова

Что вы знаете о шуме?


Звуки, которые слышит человек, делятся на два типа: музыкальные и не музыкальные.

Если определяется высота тона, то это музыкальный звук. Если нет — не музыкальный, или шум.

Музыкальная фраза или отдельная нота, сыгранная на кларнете или скрипке, — музыкальные звуки. Не музыкальные: шум прибоя или ветра. Представьте, что вы пересыпаете рис или гречку из стакана в стакан. Получается не музыкальный звук.

Слову «шум» обычно дается негативная окраска: шум города, грохот электрички, автомобильной трассы… От таких звуков хочется избавиться. Они уводят нас от раздумий (мы отвлекаемся) и мешают общению (мы плохо слышим собеседника, приходится переспрашивать, а тому — напрягать голосовые связки, чтобы говорить громче), не дают спать и читать.

Но есть же еще шум леса, шум поля, шум прибоя. В окружении таких звуков мы отдыхаем и расслабляемся. В чем же дело? В уровне громкости, его переменчивости и в спектре. Чем громче звук, тем сильнее он нас отвлекает и раздражает. Тихие звуки позволяют расслабиться и отдохнуть. Интенсивность звука на некоторых частотах способна вызывать болезненные ощущения (вспомните состав метро, когда он поворачивает в тоннеле на высокой скорости). Природные звуки в большинстве своем не оказывают раздражающего действия на нашу нервную систему в отличие от шумов промышленных.

Полностью избавляться от шума нельзя. Существуют так называемые заглушенные камеры — помещения, в которые совсем не проникает звук. Эти камеры нужны для научных исследований и экспериментов. Так вот, в таком помещении человек не может находиться больше нескольких минут. Дело в том, что чем тише вокруг нас, тем более слабые звуки мы различаем. Так мы устроены. Становится тише, тише, мозг напрягается, чтобы услышать хоть что-то… а звука нет. Полная тишина. Люди, побывавшие в таких камерах, говорят, что буквально слышно, как растут ногти, а в жилах течет кровь. Бррр. Если человека вовремя не вывести из такой камеры, начинаются психозы.

Почему так? Шум как бы говорит нашему мозгу, что мы живы и мир вокруг нас продолжает существование. Не стало звука — значит, какие-то неполадки с окружающей нас действительностью.

________________________________________________________________________

Вернемся к музыкальным инструментам. Все элементы барабанной установки и колокола акустиками считаются шумовыми, однако музыканты часто различают звуковысотную составляющую и даже настраивают барабаны в тональность песни. Как же так?

Дело в том, что при объективных измерениях (с помощью микрофона и анализатора) периодическую структуру сигнала выявить не получается (а звуковысотность имеют только периодические колебания). Но наше сознание ведет себя иначе, и пытается вычленить составляющие музыкального тона даже среди звукового хаоса. Это свойство нашего сознания, субъективное ощущение человека. Интересно, что разные люди при прослушивании одного и того же шума могут слышать разные ноты.

Таковы мы в этом мире.

Еще один вид субъективного шума, о котором не принято говорить, — это шум в ушах. Не обязательно шум, это может быть тон или несколько тонов, но они есть только в сознании одного человека. Это связано с внутренним ухом и, в частности, со слуховым нервом, и если вас беспокоят такие шумы, это повод обратиться к отоневрологу. И чем раньше — тем лучше, чтобы вовремя остановить заболевание.

Любопытный факт. В составе любого музыкального звука присутствуют шумы. Некоторые довольны очевидны: стук клапанов и других механизмов инструмента, шум потока воздуха в флейте.

Не очевидный шум в составе музыкального звука: атака и затухание. Это не периодические колебания, по которым мы определяем тембр. Т.е. отличить один инструмент от другого или голоса людей мы можем только по шуму. Согласные звуки нашей речи — также шумовые. Попробуйте звук «п» или «т» произнести выше или ниже. Не выходит? Правильно, это не музыкальный звук. Правда, начинающие певцы пытаются распевать некоторые раскатистые согласные звуки, но это не верно. Петь надо гласные. Они музыкальные и в них эмоции. В шумовых согласных — смысловая нагрузка.

А еще из музыкальных звуков можно собрать шум. Представьте, что вы пришли на репетицию оркестра во время перерыва, когда музыканты разыгрываются. Каждый играет свое. Каждый звук — музыкальный. Но все звуки вместе часто складываются шум.

________________________________________________________________________

Остались технические шумы, созданные человеком для своих специфических нужд. Я имею ввиду «розовый», «белый» и другие искусственно выведенные шумы, но о них я расскажу в другой раз.